123 трудных шага к диалогу

Собчак в Казани предложила активистам ВТОЦ стать ее агитаторами и обрадовала «тетку в вязаной шапочке»

«Федеральный центр не имеет права диктовать Татарстану – изучать родной язык или нет», – об этом заявила сегодня на встрече со сторонниками кандидат в президенты России Ксения Собчак. Языковой проблемы она касалась неоднократно, подчеркивая, что один из ключевых пунктов ее программы «123 трудных шага» – федерализм и большая свобода регионам.

Собчак в Казани предложила активистам ВТОЦ стать ее агитаторами и обрадовала «тетку в вязаной шапочке»
Фото: Владимир Васильев

Оппозиционный политик сегодня приехала в столицу Татарстана на официальное открытие своего предвыборного штаба. В Казани она провела встречу со сторонниками и серию личных приемов, а также посетила школу «СОлНЦе» и подала заявку в городской исполком на проведение пикета.

Чтобы добраться до штаба Ксении Собчак, расположившегося в самом центре Казани, на улице Московской, каждому из пришедших на встречу пришлось сделать свои персональные «123 трудных шага». Дело вовсе не в штудировании программы оппозиционного политика, а в вещи гораздо более прозаичной. Улицы в центре города оказались напрочь завалены снегом вперемешку с грязью и жижей, так что пришедшие в штаб уже были изрядно заряжены оппозиционной повесткой и имели свое особое мнение относительно властей…

– Давайте порепетируем, как мы будем встречать Ксению Анатольевну. Я говорю: «Собчак», а вы отвечаете: «Против всех!», – обратилась к собравшимся перед штабом сторонникам Ксении Собчак и просто любопытствующим координатор казанского штаба Эльза Нисанбекова. – Давайте! Собчак!

– Против всех! – слегка вразнобой отозвались несколько десятков голосов.

–Ну, ребята, громче!

К моменту появления недавно зарегистрированной в качестве кандидата в президенты России Ксении Собчак речевка была уже довольно хорошо отрепетирована. Некогда светскую львицу, а ныне политика встретили овациями. Собчак взяла мегафон и обратилась к собравшимся:

– Давайте соберемся с силами, несмотря на то, что праздник уже через несколько дней. До последнего дня мы будем собирать подписи.  У нас более 50 штабов по всей стране, у нас огромное количество людей, которые уже высказали нам поддержку. У нас более 100 тысяч, кто уже зарегистрировался на нашем сайте. Я вас очень прошу, поддержите меня, присоединяйтесь к кампании, все вместе мы обязательно победим! Проходите в штаб!

Внутри штаба Ксения Собчак еще раз напомнила о важности сбора подписей. По закону, кандидату в президенты нужно собрать 100 тысяч подписей по всей стране, но сама Собчак планирует собрать больше 130-140 тысяч «чистых, прекрасных подписей», к которым не сможет придраться ЦИК. Казанский штаб уже работает и второй день собирает подписи, сейчас их собрано больше сотни. Пришедших на встречу с Собчак казанцев, конечно же, в первую очередь интересовала местная повестка дня.

В столице Татарстана, как и в целом по республике, найдется немало людей, которые поддерживают одну из основных идей ее предвыборной программы, уверена Собчак:

– Одна из главных идей моей программы: наравне со сменяемостью власти и независимым судом это – федерализм! Это значит, больше свободы для регионов, больше свободы для Татарстана. Чтобы из Москвы вам не говорили, нужно вашим детям изучать татарский язык или не нужно. Это решение, которое должно приниматься на местном, региональном уровне. Я хочу, чтобы вы здесь сами определяли свою жизнь, чтобы по-другому определялся ваш бюджет, а не все деньги тащились в Москву. Я считаю, что федерализм это основа нашей будущей, современной России. Да, мы одна большая страна, но мы все разные. И какие-то нюансы должны отличать регион от региона, – перешла к региональной повестке дня Собчак. – Давайте сделаем максимум, чтобы показать, что Татарстан недоволен той ситуацией, которая сложилась в нашей стране!

Тему федерализма и вытекающие из нее вопросы языкового кризиса, непродления договора и в целом взаимоотношений Казани с Москвой продолжили и представители Всетатарского общественного центра, пришедшие в штаб едва ли не всем своим активом. Сейчас поводом для беспокойства стали разговоры об изменении административно-территориального деления страны и едва ли не упразднении национальных республик.

– Когда Россия начнет выполнять свою Конституцию?! Незаконно организовали округа для того, чтобы ликвидировать национальные республики и языки народов. В Российской Федерации 4 780 татарских школ ликвидированы! А в Татарстане выгнали с работы 3 700 учителей татарского языка. Якобы татарский язык мешает изучению русского. Все школы учатся только на русском языке! – обратился к гостье один из активистов ВТОЦ.

–У меня к вам большая просьба, – предложила Собчак. – Становитесь агитатором с нами вместе. То, что вы говорите – абсолютно соответствует тому, о чем я думаю и говорю. Я полностью разделяю ваше возмущение. То, о чем вы говорите, просто неприемлемо. Я против этого. Я считаю, что не имеет права федеральный центр диктовать Татарстану – изучать родной язык или не изучать! Не имеет права увольнять учителей! Не имеет права настаивать на этом решении!

– Маленькое дополнение: 740 миллиардов рублей Татарстан отдает Москве, а Москва дает Татарстану в бюджет 199 миллиардов. Львиная доля уходит в Москву, а Жирик там беснуется, мол, вот татары, зажирели, их нужно гнать в Монголию, – включился в разговор другой активист.

– Это один из главных тезисов, с которыми я иду на эти выборы: федерализм и большая независимость бюджета для каждого региона. Я считаю, что абсолютно неприемлемо так относиться к Татарстану! Это путь к разделению. Это приведет к тому, что в будущем Татарстан захочет вообще жить собственной жизнью. Вместо того, чтобы дать свободу и жить вместе, сейчас наше государство делает все, чтобы Татарстан захотел каким-то образом вообще отсоединиться, – согласилась Собчак.

Среди недовольных сложившейся в стране ситуацией участников встречи оказались самые разные люди: от школьников до пенсионеров. Все они обступили Собчак, и встреча проходила в прямом смысле в тесном кругу. Казалось, пробиться к ней и задать вопрос больше шансов у молодых и бойких. Но интеллигентного вида дама в годах оказалась в ближнем кругу одной из первых.

– Мне долго не нужно отвечать, ответьте просто – да или нет. Вот есть «Эхо Москвы» и «Дождь», там говорят: «тетка в вязаной шапочке». Вот вам вопрос от «тетки в вязаной шапочке». Допустим, вы стали президентом. Вы будете в своей социальной программе учитывать, чтобы интересы таких «теток в вязаных шапочках» были учтены? Чтобы они после вашего избрания смогли бы уже позволить себе носить нормальную модную одежду?

– Да, да, конечно! А шапочка у вас прекрасная!

Представитель юного поколения тоже смог задать вопрос. В последнее время оппозиционные тусовки без школьников не обходятся, не стала исключением и эта встреча.

– Если вы станете президентом, образование как изменится? Станет ли нам интересно обучаться? Какие новые технологии будут? Сейчас не интересно учиться, мы приходим на урок, и 90% учеников просто читают свои книги. Сплошная подготовка к ЕГЭ. Я, к сожалению, за вас не смогу голосовать, потому что мне 17 лет…

– Я считаю образование вообще ключевой вещью. Главное, во что должно вкладывать деньги государство, на мой взгляд, это не боеголовки, не в военный сектор, а в людей. Главное, во что ты можешь вложить деньги, – люди, их образование. Научить людей думать, научить их быть свободными личностями. Образование – фундамент моей программы. Да, система ЕГЭ далеко не идеальна. Но до того, как существовал ЕГЭ, была такая коррупционная система, при которой приехать и поступить в московский вуз, было просто нереально. Здесь скорее вопрос в другом – как эту систему сделать более надежной и интересной для обучения. А это связано уже с зарплатами учителей. Вот это надо менять, саму систему расходов государства. Сегодня гигантские деньги тратятся на военные расходы. Это астрономические суммы, которые еще являются скрытыми статьями бюджета. Мы даже не знаем, на что они тратятся, потому что это якобы военная тайна. Мы имеем в итоге «круг врагов», вечную систему обороны, ожидая, что со дня на день на нас упадет ядерная бомба, но при этом люди поколениями живут в нищете, не могут получить нормальное  образование и не хотят работать учителями. Потому что какой смысл работать за мизерную зарплату, не иметь ни уважения, ни социальных гарантий? Вот это надо менять, тогда учителя будут бороться за место в школе, конкурировать между собой. Это решит проблему. Отмена ЕГЭ, на мой взгляд, проблемы не решит.

В целом сказанное Ксенией Собчак перед потенциальными избирателями звучало настолько созвучно тому, что уже говорили другие политики либерального толка, например, тот же Алексей Навальный или основатель «Яблока» Григорий Явлинский, что сам по себе возник вопрос: что мешает оппозиционером объединиться? Сама Собчак ответила, что к объединению готова и, более того, уверена, что такой момент на подходе, ситуация близка к волне протестной активности 2012 года.  Пока же, судя по всему, мешают личные амбиции лидеров оппозиции.

Эта тема перекликается с вопросом о роли президента вообще. Собчак как кандидат в президенты России считает, что полномочия главы государства сейчас излишне раздуты. Парламент, а не глава государства должен формировать высший орган государственной власти – это один из первых пунктов программы Собчак, получившей название«123 трудных шага».

– Нельзя, чтобы у нас в 21 веке по-прежнему был царь, который правит государством. Нам нужен сильный парламент, сильное правительство. Когда власть принадлежит не одному человеку, а многим людям, это само по себе меняет ситуацию. Потому, что этим многим людям, какими бы плохими или какими бы хорошими они ни были, придется договариваться! Когда 10, 20, 30, 100 должны между собой договориться и прийти к компромиссу, это делает систему лучше, чище и справедливее.

Сюжет:

Дело Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру