В Казани «Доступная среда» оказалась недоступной

В этом имели возможность убедиться корреспонденты «МК-Поволжье»

Вчера на пресс-конференции глава Минтруда РТ Эльмира Зарипова подробно рассказала о том, какие акции, фестивали, мастер-классы, благотворительные концерты и круглые столы состоятся в Казани в течение Декады инвалидов, которая стартовала сегодня. Увы, программа «Доступная среда» в столице Татарстана во многих случаях остается только красивыми словами, несмотря на то, что, по уверению властей, на нее уже не первый год тратятся многие миллионы бюджетных рублей. 

В этом имели возможность убедиться корреспонденты «МК-Поволжье»
Фото: Владимир Васильев

По данным Минтруда РТ, Татарстан был в числе трех пилотных регионов Российской Федерации, где, начиная с 2011 года, активно реализуется проект «Доступная среда», предназначенный для того, чтобы сделать жизнь людей с ограниченными физическими возможностями более комфортной. За это время на его реализацию было направлено свыше 2,6 миллиарда рублей, для маломобильных граждан адаптировано более 800 объектов. Пандусы проложены к магазинам, поликлиникам и другим социально значимым объектам, но пешеходные переходы столицы республики в этом плане по-прежнему остаются слабым местом. Обход нескольких из них журналистами «МК-Поволжье» показал, что подъемники в наличии имеются, но зачастую использовать их по прямому назначению не представляется возможным.

Надземный переход на остановке «Горьковское шоссе» оборудован лифтом для людей с ограниченными возможностями, но в нем никто не ездит. Получасовое ожидание показало, что желающих им воспользоваться не нашлось. И это не удивительно, потому что попасть в него невозможно – дверь заперта.

Фото: Владимир Васильев

– Вы сами-то когда-нибудь видели, чтобы кто-нибудь пользовался этим подъемником? – вопросом на вопрос ответила местная жительница Светлана, которая дожидалась на остановке автобуса, следующего в поселок Залесный. – Вот и я не видела.

Между тем, в Казани проживают свыше 87 тысяч человек, признанных инвалидами, из которых 1 245 – инвалиды-колясочники.

Примерно такая же картина наблюдалась возле подземного перехода на площади Восстания, который является одним из двух самых старых в столице республики (второй находится на площади Габдуллы Тукая). Некая конструкция для того, чтобы по ней мог спуститься, а затем подняться инвалид-колясочник, существует, но она месяцами простаивает без дела. Во всяком случае, продавщица Регина, которая стоит в подземном переходе каждый день, утверждает, что ни летом, ни осенью ни разу не видела, чтобы кто-то воспользовался такой возможностью. А вот кем-то аккуратно напечатанный крупными буквами листок «Голубей не кормить» там присутствует. И, судя по тому, что он не успел намокнуть от дождя и снега, регулярно обновляется.

Лифт, ведущий в станцию метро «Яшьлек», что возле Московского рынка, тоже нельзя назвать слишком оживленным. Как ни странно, он выглядит вполне пригодным для проезда и даже рядом с входом в него горит зеленый огонек, вот только попасть в него тоже невозможно. Дверь заперта, а на звонки в установленный рядом с ней домофон, никто не отзывается.

Фото: Владимир Васильев

– 90 процентов подъемников в надземных переходах не работает, – утверждает координатор инициативной группы «Город без преград» Александр Калашников. – Но, по большому счету, я ими даже не пытаюсь пользоваться, потому что они установлены рядом с трамвайными остановками. А передвигаться этим видом транспорта в зимнее время маломобильным гражданам крайне затруднительно. Что касается подземных переходов в центре города, то там подъемники работают, но тоже не всегда. Во всяком случае, я несколько раз оказывался в такой ситуации, когда они не функционировали.

Пресс-секретарь Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Рафаил Гиниятуллин сообщил, что его ведомство не имеет никакого отношения ни к лифтам для людей с ограниченными возможностями, ни к подъемникам в надземных переходах. Все они находятся на балансе муниципалитета.

Однако найти хотя бы один работающий подъемник нам так и не удалось. Хотя, по нашим данным, глава Минтруда РТ Эльмира Зарипова после пресс-конференции позвонила заместителю руководителя исполкома Казани Игорю Куляжеву, курирующему это направление, и тот заверил ее, что все подъемники, предназначенные для инвалидов, работают.

Фото: Владимир Васильев

А вот что нам ответили в пресс-службе мэрии на официальный запрос редакции:

«На сегодняшний день в Казани имеется 50 подъемных платформ, расположенных в подземных и надземных пешеходных переходах; из них 42 – в муниципальной собственности. В связи с рядом замечаний остальные 8 платформ на баланс города в настоящее время не приняты.

Важно отметить, что эксплуатация подъемных платформ в переходах имеет ряд особенностей, а алгоритм их работы отличается от лифтов, к которым привыкли жители.

Так, оборудование иностранного производства плохо переносит морозную погоду (ниже -8°С): при перепадах температур зачастую происходит заклинивание платформы в шахте.

Карта погоды на 16.30 1 декабря

Важно отметить, что в пешеходном переходе для вызова кабины и ее движения необходимо непрерывно держать кнопку, во избежание остановки нельзя задевать напольную планку, которая находится по периметру кабины. Кабина, рассчитанная, в том числе на транспортировку колясок, при подъеме/спуске движется медленнее, чем лифты в жилых домах. Эти правила обусловлены техникой безопасности. К сожалению, жители не всегда обращают внимание на инструкцию и, считая подъемник неисправным, пытаются открыть дверь, хотя лифт еще полностью не остановился. В результате нарушается целостность замка лифта и дверной коробки.  Это приводит к негативному отношению и, как следствие, росту вандальных действий.

Фото: Владимир Васильев

Поломки в подъемных механизмах устраняются по мере приобретения и поставки запчастей. Трудности с заменой оборудования связаны с тем, что запасные части являются импортными и это увеличивает срок поставки (заказ-логистика-прохождение таможни и пр.). Кроме того, существующие тарифы на эксплуатацию лифтов не позволяют оперативно устранять поломки после вандальных действий.

Среди других причин неработающего подъемного оборудования – строительные дефекты или дефекты производителя, однако в меньшей степени.

Что касается объектов по ул. Горьковское шоссе и ул. Декабристов – ул. Восстания, сообщаем: Надземный пешеходный переход по ул. Горьковское шоссе (остановка общественного транспорта «ул. Можайского») оборудован двумя платформами, одна из которых находится в исправном состоянии. Вторая платформа после очередных вандальных действий временно не функционирует. На сегодняшний день ремонтные работы ведутся –  остекление восстановлено и заказана вышедшая из строя деталь. По мере ее поступления и монтажа платформа будет запущена.

Надземный переход по ул. Горьковское шоссе вблизи кругового пeрекрестка недавно был принят на баланс. Сейчас ведется работа по заключению договора электроснабжения и устранению последствий вандальных действий (вырваны и украдены осветительные приборы).

Подземный переход по ул. Восстания был построен и введен в эксплуатацию в 70-е годы. В 2014 году в рамках капитального ремонта объекта были заменены лестничные марши, плиточное покрытие, проведены малярные работы. В прошлом году была организована работа по устройству навесов над входными группами (6 конструкций); по многочисленным просьбам жителей для удобства транспортирования детских колясок были расширены рейлинги (направляющие) пандусов». 

Остается только удивляться, кому могло прийти в голову в городе, где девять месяцев в году – зима, установить лифты для инвалидов, которые ломаются при 8 градусах мороза. Впрочем, вчера и сегодня ниже минус 4 градусов столбик термометра не опускался. А лифты все равно не работали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Недоступная среда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру