В Казани поспорили, кем был Ленин – революционером или контрреволюционером

В отличие от самого Ленина коммунисты Татарстана от дискуссии уклонились

На фоне двух громких премьер сериалов «Демон революции» и «Троцкий», состоявшихся на главных федеральных телеканалах накануне 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции, рядовые коммунисты отметили юбилей скромно. Что в Москве, что в Казани. Два митинга, состоявшихся на Вахитовском холме в центре столицы Татарстана один за другим, едва собрали три сотни человек. А на «Открытые дебаты» о том, что же все-таки произошло в России 25 октября 1917 года, и вовсе не пришли.

В отличие от самого Ленина коммунисты Татарстана от дискуссии уклонились
Фото: Владимир Васильев

Памятуя о двух дискуссиях, состоявшихся недавно на другой популярной в Казани дискуссионной площадке, в гостинице «Волга», около трех десятков человек, пришедших в будний день в 6 часов вечера в гостиницу «Ибис», можно считать большим успехом. В «Волгу», где обсуждались темы, волнующие в Татарстане всех и каждого – необходимость продления Договора между Москвой и Казанью и обязательное преподавание татарского языка в школах республики, – как утверждают их участники, в два захода пришло меньше сотни активистов.

Наши коммунисты ушли в подполье

Анонсировалось присутствие на обсуждении депутата Госсовета РТ от КПРФ Артема Прокофьева, но в последний момент сообщили, что он не придет.

– Я так думаю, что коммунисты ушли в подполье, готовить новую революцию, – пошутил по этому поводу доктор социологии, профессор КНИТУ-КХТИ Андрей Тузиков, представлявший на дебатах Изборский клуб, председателем которого является писатель Александр Проханов.

В качестве его оппонента в дискуссии выступил другой заявленный спикер, известный казанский предприниматель Марсель Шамсутдинов, возглавляющий местное отделение ПАРНАС. Первым слово взял Тузиков.

Фото: Евгений Аксенов

– Почему вечер 25 октября (по старому стилю. – Ред.) 1917 года сейчас снова в центре внимания, почему такая экзальтация в обществе на эту тему? – задался вопросом Андрей Тузиков, который, очевидно, не ходил на митинги коммунистов, а премьеры «Троцкого» на «Первом» канале и «Демона революции» на «России-1» не пропустил. – Потому что сто лет назад, как и сейчас, в общество был вброшен лозунг «Даешь справедливость!» Теперь люди недовольны итогами приватизации, тогда были недовольны результатами реформ, начатых императором Александром II в 1861 году с отмены крепостного права. В каждой крестьянской избе висел портрет царя, и все были уверены, что он – хороший, а чиновники, которые его окружают – плохие, и все зло – от них. Как отмечал убежденный монархист Василий Шульгин, принявший отречение из рук Николая II во время Февральской революции, а затем ставший одним из организаторов и идеологов Белого движения, в России крайне опасно было трогать персону императора, потому что за ним никого нет. С тех пор в общественном сознании жителей нашей страны изменилось не так уж много. Не важно, как именно называется государь – император, генеральный секретарь ЦК КПСС или президент Российской Федерации, важна сама фигура государя. Поэтому и сегодня рейтинг доверия лично Владимиру Путину очень высокий, а Госдуме – наоборот,низкий.

В Российской империи все было хорошо

Андрей Тузиков утверждает, что в Российской империи люди жили очень даже неплохо. И не только рабочие, но и крестьяне, составлявшие тогда около 85 процентов населения страны. В доказательство он приводит всего два, но весьма красноречивых факта. Если в 1861 году средний рост призывника русской армии был 160 см, то в 1913-м он составлял уже 169 см. А население страны за то же время выросло на 70 миллионов человек, достигнув 150 миллионов, тогда как население всего земного шара составляло всего полтора миллиарда человек. Тем не менее, социальные ожидания тогда очень сильно превышали уровень благосостояния. И именно поэтому империя рухнула в феврале 1917-го. Но буржуазия не смогла удержать власть, в результате чего в октябре ее взяли большевики во главе с Лениным. В конце своего выступления доктор социологии процитировал Наполеона:

– Революционер – не тот, кто делает революцию, а тот, кто берет власть, когда она валяется под ногами.

Если Андрей Тузиков возложил на либералов всю ответственность за развал государственности Российской империи, начавшийся с издания приказа №1 от 1 (14) марта 1917 года о двойном подчинении армейских частей их командирам и солдатским комитетам, то Марсель Шамсутдинов его поправил. Он уточнил, что приказ №1 был издан не Временным комитетом Государственной Думы (предшественником Временного правительства), а Петросоветом, в котором, кстати, главную скрипку играли думские меньшевики. На тот момент исполком Петроградского Совета рабочих депутатов состоял из 15 человек, в который входили эсэр Александр Керенский и два большевика.

Фото: Евгений Аксенов

Кто разрушил Российскую империю?

По мнению Марселя Шамсутдинова, государственность Российской империи развалили вовсе не либералы во главе с князем Львовым и Керенским, а сам царь и его проворовавшиеся чиновники из числа дворян. И причину этого он видит только в одном – в том, что феодализм рано или поздно приводит к загниванию государства. В 1916 году Россия была единственной из участвующих в Первой мировой войне стран, где не были введены продовольственные карточки. Юго-Западный фронт русской армии в Галиции и Буковине нанес тяжелейшее поражение немецким и австро-венгерским войскам, потери которых составили более полутора миллионов человек. А на Кавказском фронте русские войска наголову разгромили турок, последовательно захватив Эрзурум, Трапезунд, Эрзинджан и Муш. И в конце года Германия и ее союзники запросили мира. Казалось бы, лучшего положения, чем было у России на рубеже 1916-1917 годов, нельзя было и желать.

– Но уже 2 марта 1917 года Николай II сам отрекся от престола, – напомнил лидер местного отделения ПАРНАС. – Не было никакого заговора. Революция – это ведь не обязательно кровь и баррикады. Во всяком случае, Февральская буржуазная революция была бескровной. Но к тому моменту буржуазия России была слишком малочисленна и слаба, у нее не было опыта многолетней борьбы с монархией, какой к тому времени сумели накопить капиталисты Западной Европы. Поэтому удержать власть она оказалась не в состоянии. И в октябре ее захватили большевики как наиболее организованная тоталитарная группа и вернули страну назад в феодализм, только под новыми красивыми лозунгами. Советский Союз был глубоко тоталитарным и, по сути, феодальным государством. Поэтому я считаю, что в октябре 1917 года Ленин совершил контрреволюцию.

Завершая свою речь, Марсель Шамсутдинов еще раз подчеркнул, что, по его мнению, в СССР никогда не было никакого социализма, а была только его бутафория. Но при этом выразил твердую уверенность в том, что жители планеты рано или поздно построят сначала социализм, а потом и коммунизм.

Фото: Евгений Аксенов

На пешеходной улице Баумана тоже было интересно

После этого спорщики еще довольно долго пикировались, но в итоге сошлись в главном. Как бы ни называлось то, что произошло 25 октября 1917 года по старому стилю или 7 ноября 1917 года – по новому, но это было более чем закономерно. В силу объективных и субъективных причин страна была просто обречена на такой исход.

К этому стоит добавить только один штрих. А точнее, два. Больше половины пришедших на «Открытые дебаты» на тему Октября 1917 года составляла молодежь. Никто не прерывал спикеров и все внимательно слушали. Значит, им интересны не только пепси, спайсы, тусы и тому подобные вещи, которые сегодня сплачивают представителей нового поколения. Им, вне зависимости от политической и сексуальной ориентации, интересно знать свою историю, знать, откуда они родом.

Ну, и второй штрих. Примерно в то же время в паре кварталов от места проведения «Открытых дебатов» в «Ибисе» примерно столько же представителей поколения Next наслаждались пением уличного музыканта у пeрекрестка пешеходной улицы Баумана и Астрономической. Кто-то бросал музыканту мелочь, а одна девушка даже принесла гитаристу пластиковый стаканчик с горячим кофе. Им тоже было интересно. Как говорится, у каждого Абрама – своя программа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: В Казани поспорили, кем был Ленин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру