Первым слово взял Марат Лотфуллин и сразу же обозначил свою позицию: торг здесь неуместен, поскольку Конституция РФ, Конституция РТ и закон о языках дают полное право субъекту Федерации, в названии которого есть слово «республика», ввести обязательное преподавание и обучение на одноименном с названием региона языке наравне с русским. Его выступление изобиловало ссылками на различные положения законодательных актов России и Татарстана, и закончил его Марат Лотфуллин с таким видом, что дебаты на этом можно считать законченными.
Его оппонент Эдуард Носов категорически не согласился с такой постановкой вопроса. Он заявил, что до распада СССР школьники изучали русский язык и литературу по схеме «5 на 4 часа в неделю», а теперь это соотношение составляет 3 на 2. В результате для того, чтобы одиннадцатиклассник мог нормально сдать русский язык на ЕГЭ, он и его родители вынуждены тратить дополнительное время и силы, а также деньги на оплату репетиторов, притом, что среднее образование в нашей стране является не только обязательным, но и бесплатным. Особое внимание присутствующих он обратил на то, что формула «три на два» была разработана для тех школьников, для которых русский язык не является родным.
Козырной картой для тех, кто настаивает на отмене обязательного изучения татарского языка, слало недавнее выступление президента России Владимира Путина в Йошкар-Оле и решение прокуратуры Башкирии о том, что обязательное изучение нерусского языка возможно только при наличии письменного согласия родителей школьника.
Наиболее содержательным стало выступление бывшего завуча одной из казанских гимназий Ильсии Максютовой:
- Если мы сейчас будем обсуждать учебные планы, то основной проблемы не рассмотрим. Я – татарка, муж у меня русский. Я душой болею за татарский язык и понимаю, почему возник татарский как второй государственный язык. Потому что наша республика хотела суверенитета, больших свобод, сохранить татарскую культуру, а без сохранения языка культура не сохраняется. Муж ругает меня за то, что я не научила наших детей татарскому языку, и сейчас его учат внуки. Будет им нужен татарский язык? Нет, к сожалению, не будет. Наше, татарстанское обучение более ущербное, извините меня, чем в других регионах. Душа болит за татарскую культуру, и в то же время я понимаю, сколько бесполезно затраченных часов у детей уходит на его изучение. У детей нет практики, а без практики язык теряется. Даже сами татары, если покопаетесь в душе, признают, что была совершена ошибка. Из политических целей. Надо было идти по совершенно другому пути. Почему сократили татарские школы? Да потому, что сами татары, которые дома говорят по-татарски, понимают, что им нужно хорошо знать русский, чтобы поступить в вузы. Законы создаются нами, нашими представителями. Развивается общество, и законы должны изменяться соответственно. Наша республика не чисто татарская, и поэтому надо уважать, учитывать интересы русских. И исходить из практических целей, из интересов граждан, когда решаются такие вопросы.
Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским в ходе вчерашних дебатов, конечно, не удалось. Но, несмотря на то, что некоторые их участники то и дело перебивали своих оппонентов, подавляющее большинство сошлось в главном. Проблема, которую всеми силами старались замалчивать почти четверть века, действительно существует. А значит, надо пытаться искать пути ее решения.