Пора валить или Что «убивает» представителей киноиндустрии из регионов России

Режиссеры из субъектов России полагают, что увеличение сбора за прокатное удостоверение сведет на нет производство кино в регионах

С января 2018 года для кинопрокатчиков могут ввести обязательный взнос в 5 млн рублей в Фонд кино. Предполагается, что его надо будет платить за отечественные и иностранные картины, выходящие в коммерческий прокат. Такой взнос может на корню погубить региональное кино, бюджет которого часто не превышает 1-2 млн рублей. Об этом говорили сегодня молодые кинематографисты из регионов России на форуме «Время кино», который проходит в Казани в рамках Международного фестиваля мусульманского кино.

Режиссеры из субъектов России полагают, что увеличение сбора за прокатное удостоверение сведет на нет производство кино в регионах
Фото: Антон Райхштат

«Мне очень обидно за зрителя»

Почти в полторы тысячи раз – с 3,5 тыс. рублей до 5 млн рублей – может подорожать с 1 января будущего года цена прокатного удостоверения для отечественных и иностранных фильмов. Перспектива не особо радует представителей киноиндустрии из регионов России, где бюджет фильмов чаще всего не превышает 2 млн рублей. Потому именно этой теме на форуме «Время кино» отвели отдельную дискуссию.

В обсуждении нерадужных для низкобюджетных картин перспектив, связанных с возможным принятием законопроекта, приняли участие молодые режиссеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону и другие. Вступительную речь произнесла инициатор дискуссии Альбина Нафигова, арт-директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

-  Я не снимаю, я показываю кино и имею связь со зрителем. Мне очень обидно за зрителя, - сказала она, пояснив, что именно они пострадают от  принятия законопроекта.

С ней согласился, Александр Ишимов, директор однозального кинотеатра «Мир», для которого  малобюджетные картины – неотъемлемая часть прокатного репертуара. С принятием законопроекта один из старейших кинотеатров татарстанской столицы может потерять большую часть таких кинолент.

- 5 млн рублей – это неподъемная сумма в принципе, если бюджет фильма два млн, или один млн, или даже 500 тыс. рублей. Такие деньги регионам нереально просто собрать, - сказал он.

Фото: Антон Райхштат

Взнос больше бюджета фильма?

То, что регионы снимают ленты на очень ограниченные средства, подтвердила и представительница Якутии режиссер Любовь Борисова.

- Бюджет фильмов зависит от численности населения, а это, в свою очередь, ограничивает кассовый сбор. То есть дороже 3 млн рублей мы снимать уже не можем. Поэтому введение дополнительных 5 млн делает невозможным производство фильмов в Якутии в частности и в регионе в целом, - отметила режиссер в своем видеообращении к участникам форума «Время кино».

Уверенность в том, что законопроект об увеличении стоимости прокатного удостоверения «задавит молодое российское кино» выразил и Николай Котяш, председатель молодежного центра союза кинематографистов Санкт-Петербурга.

- Увеличение «прокатки» имеет, наверное, позитивное намерение - не допустить до проката что-то не соответствующее критериям качества. Но, с точки зрения режиссеров, которые снимают полнометражные фильмы за свой счет, за свои  деньги, – это ограничение. Естественно, у них ограниченные бюджеты, и у них нет дополнительных 5 млн рублей на то, чтобы фильм вышел в прокат. А намерение сделать хорошее, качественное кино есть, зачем же ограничивать намерения? – риторически вопросил Котяш.

В то же время спикер выразил мнение, что в меньшей степени законопроект коснется тех, на кого он и был нацелен – голливудские студии и три-четыре российские киностудии.

Мнение Котяша разделил участник форума из Москвы Александр Хачко.

- Нужно поддерживать такие цели,  которые декларируются в законопроекте – это отсечение из нашего кинопроката некачественного кино и снижение доли Голливуда, а не поддержание коррупции, что на самом деле произойдет с принятием этого закона, - заявилХачко.

Оператор Тимур Ганеев из Уфы предложил сделать для регионального кино «льготные послабления».

- На поле должно быть много разных цветов! Этот закон монополизирует рынок для трех-четырех российских кинокомпаний. Для регионального кино важно сделать льготные послабления. Поэтому нам нужно сформулировать свои предложения. Нужно сделать нижнюю планку для региональных проектов не в сто сеансов, как предлагает закон, а в тысячу, - сказал он.

Фото: Антон Райхштат

«Закон - убийца» или Почему пора валить?

Наиболее эмоционально выразила свое мнение режиссер короткометражного кино из Ростова-на-Дону Екатерина Данченко.

- Этот законопроект убивает меня, убивает молодых более-менее талантливых режиссеров. Наверняка у каждого из нас есть написанный сценарий полного метра, так вот, мы никогда не снимем этого кино! Может быть, мы его снимем и покажем дома на кухне своим бабушкам, - сказала Данченко.

Режиссер предложила свое видение выхода из шекотливого положения для региональных представителей киноиндустрии.

- Я не призываю к бунту, я призываю к знанию закона, чтобы мы участвовали в конструктивном диалоге.  Поэтому у меня есть предложения для госструктур: ввести малый и средний бизнес в кино для помощи дебютантам, которые выходят на полный метр, - сказала Данченко.

Фото: Антон Райхштат

О том, что законопроект непременно скажется на миграции талантливых авторов за рубеж, высказался последней спикер форума Ильшат Рахимбай.

- Я думаю, если этот закон Алла сакласын, не дай Бог примут, то это будет та самая офигенная мотивация, чтобы свалить из страны. Если мы не хотим, чтобы это случалось давайте что-то делать, - призвал Рахимбай.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 13 сентября 2017

Заголовок в газете: Пора валить или Что убивает региональную киноиндустрию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру