Модельер или швея: кто победит в битве роботов и людей?

«МК-Поволжье» продолжает серию статей «Когда придут роботы…» об исчезающих профессиях на рынке труда и тех, что останутся на веки вечные

27 июля 2017 в 16:21, просмотров: 1623

Центр Народного фронта по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития (НТР) представил прогноз возможных изменений на рынке труда в условиях перехода к цифровой экономике, назвав ключевые отрасли, где внедрение цифровых технологий приведет к наибольшему сокращению персонала. Аналитики пришли к выводу, что цифровизация приведет к сокращению до 240 миллионов рабочих мест по всему миру!

Модельер или швея: кто победит в битве роботов и людей?
фото: pixabay.com

— В первую очередь исчезнут профессии, связанные с рутинным, повторяемым трудом, зачастую не требующие высокой квалификации, — говорит руководитель центра НТР Анна Заборенко.

Среди примеров таких профессий называют операторов, водителей, сборщиков, кассиров или, например, консультантов. «МК-Поволжье» совместила исследование центра НТР с современными реалиями рынка труда Татарстана и продолжила список. Одними из самых интересных примеров исчезающих профессий стали закройщик и швея. Уникальность в том, что в современном своем виде они действительно могут пройти через максимальную автоматизацию. Робот вполне может выполнить операции по раскройке и сшиванию простейших деталей. Но стоит сделать «шаг в сторону», и закройщик вместе со швеей становятся обладателями вечной профессии.

Со времен каменного века и до 21-го

Профессия закройщика и швеи подразумевает раскройку материала и пошив одежды и обуви из кожи, меха, текстиля. При индивидуальной работе закройщик работает непосредственно с заказчиком швейного изделия. Выявляет его потребности, дает рекомендации по выбору ткани и фасона изделия, оформляет паспорт заказа, снимает мерки (антропометрические параметры) с фигуры клиента, зарисовывает эскиз модели и строит чертеж изделия. Кроме того, в обязанности закройщика входит раскраивание ткани на детали кроя, а также перекраивание деталей одежды при ее ремонте. Сшивание деталей в готовое изделие производит портной или швея.

Мы говорим об очень древнем семействе профессий. Услугами такого работника пользовались в каменном веке, нужны швеи и в наш век технического прогресса. Отличие лишь в том, что технология меняется каждый день. Ручному шитью на смену пришли швейные машинки, которые с каждым годом становились все более сложным механизмом. Роботизированные системы изменили труд до неузнаваемости. И сегодня все идет к тому, что профессия будет меняться и дальше. Вопрос лишь в том, как мы подготовимся к смене ориентиров. А подготовительную работу придется проводить быстро, ведь уже в 2016 году робот впервые обеспечил полный цикл шитья футболки. Программист Джонатан Зорнов запрограммировал роботизированную руку на осуществление производственного процесса по пошиву рубашки от начала до конца. Сам процесс предусматривал соблюдение следующей последовательности:

Джонатан Зорнов. Фото: соцсети

  • машина нарезает куски ткани для шитья;
  • подготовленная ткань обрабатывается полимером и затвердевает;
  • роботизированная рука, используя вакуумный схват, поднимает материал/ткань и закладывает его в швейную машину;
  • наконец, робот-манипулятор достает готовое изделие из швейной машины.

На сегодняшний день, робот проигрывает в том, что умеет работать лишь с простейшими изделиями — он не придумывает, а только исполняет команды. Этим и должен воспользоваться начинающий портной — будущий модельер.

В массовом производстве используются и другие инструменты автоматизации процесса. Это в том числе:

  • Фотодигитайзер — устройство, позволяющее преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
  • Бодисканер — устройство для сканирования фигуры человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с системой автоматизированного проектирования (САП) позволит составить лекала по индивидуальным меркам. Уже сейчас возможно создание магазина с функцией передачи заказа через Интернет. Производитель создает каталог коллекции моделей и передает по сети в фирменный магазин. Клиент выбирает из коллекции свой стиль, конкретную модель, фактуру и вид отделки материала, его цветовую гамму, фурнитуру и другие характеристики. Кроме того, имея виртуальный манекен — аватар, клиент может виртуально примерить модель и оценить ее с учетом особенностей фигуры или в комплекте с другими вещами коллекции.
  • Автоматизированный раскройный комплекс — устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.
  • В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более сложные рисунки-переплетения.

Начальник отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Софья Тонконог:

В легкой промышленности очень много возможностей. При этом нужно понимать, что со временем она тоже преобразуется. К примеру, появляется одежда из полимеров, синтетических материалов. На смену трудоемкому производства приходят «умные» фабрики с помощниками, которые автоматизируют многие процессы. И все же человек так устроен, что он хочет красиво выглядеть всегда. А значит, и возможность для собственной реализации в этой сфере обязательно будет. Первый шаг к овладению профессии модельера — это изучение основ. В Татарстане достаточно колледжей и училищ, где готовят студентов по швейным направлениям. Одни специализируются на работе с текстильными изделиями, другие — на коже и мехе. Третьих обучают технологии, конструированию. Главное, что все эти рабочие профессии востребованы во все времена.

Софья Тонконог. Фото: пресс-служба Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

Безусловное лидерство профессиональных технических училищ на рынке образования в ходе форума «Иннопром-2017» отметил и заместитель гендиректора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Дмитрий Глушко. Говоря о потребностях современного рынка труда, Глушко констатировал, училище готовит более востребованного специалиста, чем вуз.

— На данный момент, по крайней мере с точки зрения практических навыков, выпускники среднего профессионального образования более квалифицированы, чем выпускники вузов, — говорит Дмитрий Глушко.

Дмитрий Глушко. Фото: соцсети

Катя Борисова:

«Не забывайте об основах»

Своим мнением о профессии модельера поделилась Катя Борисова, основавшая в 2003 году собственный Дом моды. Бренд Katya Borisova хорошо известен как в Казани и Татарстане, так и за пределами нашей республики и страны.

Катя Борисова. Фото: соцсети

Вы согласны с тем, что профессия модельера еще долго будет оставаться актуальной на рынке?

— Для настоящих дизайнеров, истинных художников всегда остается значительная доля рынка. Ведь модельер работает с каждым человеком в отдельности. А значит, пока есть люди, кому важна персонификация, останется и наша профессия.

Катя Борисова сама начинала свой путь с профессионального технического училища (ПТУ). Она признается, что на образовании настояла мама. Теперь наша героиня понимает: обучение в ПТУ стало главным стартом в ее жизни. Там удалось получить основы мастерства. И желающим начать свою карьеру в мире дизайна и моды наша собеседница также советует изучить азы.

— Определенно надо начать с глубокого изучения технологий. Мой опыт показывает, что начинающий дизайнер всегда хочет воплотить множество идей, но не знает, как это сделать. Не хватает теории. В любой области дизайна начинайте с простого. Хотите делать удивительную мебель? Начните с табуретки. Мечтаете о создании суперкара? Сначала попробуйте создать простейший прототип. Начните с простого. Существует не только архитектура больших форм. Есть и маленькие игровые площадки, где ты можешь начать быть дизайнером. Суть профессии в том, что вы видите мир по-другому. И когда я слышу, мол, мне не дают развернуться, нет крупного клиента, всегда хочется сказать: найди маленького и сделай для него что-то уникальное. Так ты поднимешься на одну ступеньку. В дизайне можно быть успешным во всем. Дизайн тем и уникален, что здесь сложно на веки вечные «застолбить» идею, но ты все время можешь найти форму и возможность для вдохновения. Можно скомпилировать, умело переработать. Все зависит от «космоса» в голове. От того, какой остроты крен ты примешь для себя в профессии. Ты можешь даже тихо плыть по волнам, если позволяет темперамент. Ведь и у любого модельера есть своя целевая аудитория. Все зависит только от вашего желания творить!

фото: youtube.com

«Талант имеет значение, но без образования — никуда»

Группа дизайнеров Melon Fashion Group:

Группа дизайнеров Melon Fashion Group
Модернизация позволила ускорить творческие и технические процессы. Теперь достаточно собрать мудборд (визуальное представление дизайн-проекта. Ред.), создать эскизы, написать техническое задание для конструкторов, и можно запускать вещь в производство. Даже эскизы стало проще рисовать благодаря специальным программам. Например, Corel, Photoshop и другие. Это позволяет увеличивать объем коллекции, не жертвуя своим временем на отрисовку новых эскизов, достаточно внести правки через программу. Плюс это расширение возможностей: сложно нарисовать карандашами лаковую кожу или какую-то фактурную ткань, а благодаря специальным программам воплощается все задуманное.

Что нужно знать и уметь для работы или только талант имеет важное значение?

Безусловно, талант имеет значение, но без художественного образования, знания графических программ работать дизайнером будет очень сложно. Важно также «быть в теме»: следить за модными тенденциями и настроением общества, смотреть показы.

Создание коллекции — длительный процесс, который начинается с анализа рынка, настроения потребителя. Уже после — поиск вдохновения, идей. Мы как дизайнеры думаем о том, какую эмоцию, идею мы хотим донести до своих покупателей. Найдя тему и ключевой материал, цвет, начинаем рисовать эскизы, заводить техническую документацию, где фиксируются швы, вытачки, фурнитура и другие детали, формирующие вещь. Без знания основ конструирования будет очень сложно создать платье или жакет.

— Может ли эту профессию «дизайнер» или «модельер» заменить робот?

Конечно нет! Дизайнер — это творчество, эмоции, которые он вкладывает в коллекцию. А как робот сможет воплотить творческую идею или задумку? Он же машина. Технически нам уже помогают программы, а именно генерирование идей коллекций, эмоций роботу не под силу.

Касательно профессии перспектив очень много — сегодня все хотят одеваться модно и необычно. Главное — найти свою нишу.

— Какой главный секрет успеха? Что можете посоветовать начинающим модельерам?

Важно найти своего потребителя, тогда и успех будет обеспечен. Каждый дизайнер, выпускаясь из художественного вуза, хочет создавать что-то концептуальное, необычное. Творческие личности смогут найти себя в индивидуальном дизайне, а те люди, которые работают в масс-маркете, должны быть гибкими, подстраиваться под настроения потребителя.

Прибыльно ли быть дизайнером? Сегодня — да, потому что покупатель жаждет чего-то необычного, новых имен, чтобы красиво и модно одеваться. А хороших специалистов сейчас очень мало.

— Сколько в среднем стоит платье кутюрье регионального уровня, федерального уровня, международного уровня?

Стоимость платья Haute couture зависит от материала, из которого оно создается. Это может быть лимитированная фурнитура, ограниченный метраж винтажного кружева. И, конечно, это всегда ручная работа. В России сложно разделить высокую моду регионального и федерального уровня. У нас уже есть устоявшиеся имена, которые формируют моду. Например, платье Haute couture от петербургского дизайнера Татьяны Парфеновой может стоить порядка 150–300 тысяч рублей. Но это не супервысокая цена для людей с достатком. Они платят за имя, качество, эксклюзивность. Если рассматривать зарубежных дизайнеров, то стоимость и платья Haute couture начинается от нескольких тысяч долларов и может достигать миллионов. Ведь все зависит не только от материала изделия, но и от сложности конструкции.

Куда пойти учиться?

Казанский колледж технологии и дизайна

Этот колледж готовит по самым разным направлениям — от технологии текстильных изделий, кожи и меха до конструирования и моделирования. Обучение ведется на русском языке по очной форме на бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (с полным возмещением затрат) основе. Ежегодно колледж выпускает почти 700 профессионалов своего дела. Кстати, Казанский колледж технологии и дизайна был признан победителем в конкурсе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в Республике Татарстан. Отмечена актуальная образовательная программа, выделен грант в размере 60 миллионов рублей для создания собственной типографии, где печатаются методические пособия для студентов, авторские разработки преподавателей, рабочие программы и другая учебная документация.

Казанский техникум народных художественных промыслов

Главная задача техникума, как утверждает администрация, — сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов и ремесел через подготовку квалифицированных рабочих. Студентов готовят по широкому спектру профессий: ювелир, вышивальщица, закройщик, портной, художник по костюму, изготовители художественных изделий из дерева, кожи, керамики, исполнитель художественно-оформительских работ, дизайнер. Техникум участвовал и награждался дипломами более чем на 150 выставках и ярмарках регионального, всероссийского и международного уровней.

Казанское художественное училище им. Н. И. Фешина

Сегодня в училище проводится обучение на четырех отделениях: живописи, дизайна, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Обучением студентов занимаются талантливые, высокопрофессиональные преподаватели, заслуженные деятели искусства Республики Татарстан, преподаватели высшей квалификационной категории. Занятия проводятся в двух учебных зданиях, расположенных в центре Казани. Студенты училища — постоянные участники и победители всероссийских выставок, конкурсов и пленэров.  

Профессиональный колледж № 41

ГАПОУ «Профессиональный колледж № 41» в Казани был создан в 1963 году как училище для подготовки рабочих кадров. Готовит профессионалов в различных сферах, в том числе закройщиков. Политехническое отделение в колледже создано на базе швейного отделения и функционирует как самостоятельное структурное подразделение с 2010 года.

Колледж малого бизнеса и предпринимательства

ГАПОУ «КМБиП» также осуществляет подготовку специалистов швейного дела, а именно портных.






Партнеры