Елена Базова: «К России относятся с теплом и участием»

В Казань на Баховский фестиваль съехались ведущие органисты мира. Среди них Елена Базова — уроженка Саранска, учившаяся в Казани и ныне живущая в Голландии.

В Казани эта дата ежегодно сопровождается Баховским фестивалем, которые впервые прошел в республике 2005 году. Каждый год на этот праздник органа и его непревзойденного мастера съезжаются лучшие органисты Европы, чтобы показать свое мастерство. 

В Казань на Баховский фестиваль съехались ведущие органисты мира.
Среди них  Елена Базова — уроженка Саранска, учившаяся в Казани и ныне живущая в Голландии.
Фото из личного архива Елены Базовой

Организатор и идейный вдохновитель фестиваля – ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин – традиционно составляет программу так, чтобы удивить искушенного слушателя чем-то новым, оригинальным. На этот раз фестиваль открылся необычным концертом – дуэт органа и саксофона в исполнении органистки Елены Базовой и австралийского саксофониста Кэмерона Миллара предложил новое видение произведений для «царя инструментов».

Накануне выступления корреспондент «МК-Поволжье» встретился с Еленой Базовой, которая сегодня живет и работает в Нидерландах, однако родилась в Саранске, а училась и преподавала некоторое время в Казани. Ровно 20 лет она не была в Казани, которая по-прежнему занимает особое место в её сердце. Диву видно сразу - изысканная европейская дама, с острым умом и тонким художественным вкусом встретился меня в фойе одного из отелей, чтобы рассказать о том, как 20 лет назад она полностью изменила свою жизнь, что такое «русский муж» в понятии голландцев и сколько инструментов нужно для комфортной жизни.

«И там в культуру внедряется коммерция»

- Елена Станиславовна, вы родились в Саранске, 20 лет живете в Нидерландах. Что вас связывает с Казанью, что тянет сюда?

- После окончания музыкального училища в родном Саранске я приехала поступать в Казанскую консерваторию. Мне тогда было 20 лет. Когда я училась на третьем курсе по классу фортепиано у Рубина Кабировича, в Малом зале консерватории установили второй орган, учебный, и был открыт органный класс. Я буквально влюбилась в этот инструмент и второй специальностью решила избрать именно орган, благо мой преподаватель был еще и органистом. Таким образом я - первая ученица Р.Абдуллина по классу органа. Конечно, пришлось хорошо потрудиться, за два года экспресс-методом я закончила полный курс органа. В итоге, в конце обучения в консерватории я сдала два госэкзамена – по фортепиано и по органу.

- Тяжело переучиваться с одного инструмента на другой?

- Вы знаете, сначала кажется, что это не очень тяжело. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю – это совершенно разные музыкальные инструменты: другое прикосновение, звукоизвлечение – все иное. Правильнее сказать, «не переучиваться», а «учиться заново». В общей сложности, в консерватории я проучилась восемь лет – еще три года в ассисентуре-стажировке заочно, одновременно работала в астраханской консерватории. В 1990-м году Рубин Кабирович пригласил меня и моего первого супруга (он пианист) работать в Казань. Здесь я и оставалась до 1997 года, пока не решилась переехать в Голландию – так сложились личные обстоятельства.

- Очень хочется все же узнать: что за обстоятельства и как они сложились?

-  Есть такая пословица - от судьбы не убежишь. Это про меня (смеётся). Я играла концерты в Голландии и Бельгии несколько раз, а потом, так сложились звезды, уехала в Нидерланды. Сейчас живу и работаю в Тилбурге, я профессор  Fontys-консерватории по классу фортепиано и органа. Вообще, Голландия – маленькая страна, и чем меньше страна, тем больше в ней провинций. Там, например, их 11, и я живу в Северном Брабанте. Когда-то эта провинция была частью Бельгии и Голландии -  та самая Фландрия. У меня семья, я замужем вторым браком за музыкантом, он голландец. Со мной из Казани уехала дочь, теперь у меня трое внуков! В общем, такая осевшая в своем гнезде бабушка (смеется). При этом я активно занята в профессии, кроме преподавательской деятельности, много играю, получаю приглашения из разных стран: Италии, Ватикана, Франции, Германии, Бельгии и вот – России. Много общаюсь с современными композиторами.

- С кем из них вы чаще сотрудничаете?

- Например, на концерте в Казани я буду играть произведение голландского композитора Ада Ваммеса «Вера» для саксофона и органа в пяти частях. Конечно, не все части прозвучат, это было бы слишком долго. Но пьеса очень актуальна в наши дни, когда происходят просто ужасные вещи, в политике в том числе. В мире растет напряжение, но через эту музыку происходит объединение людей. Те две части – «Молитва» и «Примирение», которые прозвучат, я специально привезла в Казань, чтобы сказать: люди – они везде люди, какая бы трудная политическая ситуация сегодня не складывалась в мире, между Россией и Америкой, с  участием стран западной Европы. Но я знаю, с каким добрым чувством, теплом мои коллеги-  музыканты относятся к России, как, собственно, и Россия к ним.

- А как сам композитор относится к нашей стране?

- Вот именно с ним о России у меня разговора не было, мы общаемся больше на профессиональной почве. Но Даан Маннеке, один из самых популярных композиторов в Голландии, с огромной симпатией относится к России. Ему уже 77 лет, он был профессором Амстердамской консерватории, сейчас  на пенсии, а в этом году заканчивает свою карьеру и как дирижёр известного хора « Capella Breda»,  но по-прежнему много сочиняет, для органа в т.ч.  Для  своего  прощального концерта как дирижёр он выбрал русскую программу. Будет звучать хоровая музыка Бортнянского,Чайковского, фрагменты из кантаты «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева. Голландский композитор! Он позвонил мне и попросил участвовать в этом концерте, так что я выступлю и как солист, и как аккомпаниатор, но, кроме того, буду ещё и учить правильному произношению вокалистов.

Аполитичный человек голосует за культуру

- 20 лет вы живете в Голландии. Как вас там воспринимают – уже как свою или все же как иностранку?

-  Я думаю,  уже принимают как свою. Ну а потом Нидерланды- страна с духом космополитизма. Только в моей консерватории, кроме голландцев, учатся студенты  из Германии, России,Финляндии, Бельгии, Испании, Эквадора, Италии, Украины,Австралии, и т.д. и т.д. Приходится давать  уроки на трёх языках. Что же касается лично меня¸ я считаю, что Родина у человека может быть только одна. Стараюсь по возможности приезжать, и хотя ностальгия несколько поутихла, но Россия всегда со мной. К слову, у меня дома «русский» телевизор, прихожу с работы и смотрю именно российские новости.

- В выборах в Голландии участвуете?

- Скажу честно – политически я человек совершенно не активный. Конечно, я в курсе всего происходящего, и на выборах голосую за ту партию, которая наибольшее внимание уделяет культуре, просвещению, интеллигенции. Это мой выбор. В Голландии сейчас тоже не самая благоприятная ситуация в плане развития музыкальной культуры. Финансовые сокращения и урезания, закрытие или слияние нескольких оркестров, урезаются ставки преподавателей в консерваториях - все это перемещает акцент на менеджмент, коммерцию, подчас в ущерб культуре. Хотя, с другой стороны, в маленькой Голландии одних только больших симфонических оркестров  более 10, и 11 консерваторий! Конечно, мы понимаем, куда столько, но каково это людям, которые попадают под сокращение? Однако, с другой стороны, развитие классической  музыки здесь поставлено очень хорошо, в частности,  барочной или современной музыки.Так что везде не просто…

Точному человеку легче «оголландиться»

- В бытовом плане, что после переезда поразило больше всего? Возможно, чему-то приходилось учиться заново?

- В культурном плане это, конечно, был шок. Первое, что мне бросилось в глаза – отсутствие спонтанности в отношениях, урегулированность всего. Если, например, в России кто-то захочет прийти ко мне в гости в полночь и поговорить о жизни, ты, скрепя сердце, согласишься, но в итоге  получишь от этого удовольствие. Такая незапрограммированность отношений. В Голландии ты ни к кому в гости не придешь без звонка, предварительной договоренности. Они очень уважают свое и чужое личное пространство. Со временем я в этом плане «оголландилась», меня это устраивает, так как я  по природе человек достаточно организованный. Впрочем, мои друзья, живущие в России, говорят, что и вы идете по тому же пути. Второе – прагматичность. Например, в России до сих выходят замуж и рожают достаточно рано. Но я смотрю, с какой тщательностью, насколько добросовестно к этому вопросу подходят женщины в Голландии. Каждая супружеская пара считает, что сначала нужно получить образование, потом накопить денег, купить дом, далее – обязательно попутешествовать, наслаждаться жизнью. И только после тридцати лет они говорят, что готовы к рождению ребенка. Мне кажется, в России дух, что ли, другой...

- Действительно, такой ритм, уклад жизни дошел и до нас. Однако во все вклинивается спонтанность, и еще – многие понимают, что пока дело дойдет до дома с путешествиями, родить уже не получится. Наверное, поэтому у нас так любят фразу: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Что особенно привлекает вас в голландцах?

- Они – трудяги. Об этом говорит хотя бы то, что свои «низкие» земли они буквально подняли из воды. Представляете, с каким упорством надо было трудиться, чтобы создать настолько экономически развитое государство.

- Дома на воде до сих пор популярны?

- Да, но это не дань  романтике или предмет роскоши. Они просто дешевле – не надо платить за аренду земли. А жилье в Голландии очень дорогое. У нас с мужем свой дом, небольшой, но уютный и с собственным садиком, который я очень люблю. В нижней комнате у меня есть свой рояль, электронный органчик, чтобы заниматься, клавесин. Открытая кухня – тоже очень удобно. Сейчас популярны квартиры-студии, максимум открытого пространства.

Брак - это сотрудничество

- Чем отличаются голландские женщины от российских? Как за ними ухаживают мужчины?

- У меня есть нюансик: мой муж – не чистый голландец, он наполовину бельгиец, его мать – бельгийка французского происхождения. Так что как ухаживают голландцы я не знаю. Мой  супруг из артистической семьи, ухаживал он очень галантно, целых два года ждал, пока я приму решение и перееду к нему. А вообще, голландская женщина чувствует себя более независимой, у них так принято, что мужья намного больше, чем здесь, помогают, во всем. Я никого не хочу обидеть, но у них есть такое выражение: «А, это русские мужья!» имея в виду, что  жены делают практически всё по дому. Здесь так не принято, буквально все делается совместно. Сегодня ты отвел ребенка в школу, завтра – я, вместе за покупками, вместе решать, на что тратить или копить. Со-трудничество во всем. Я считаю, что в этом плане отношение к женщине в Голландии вызывает только симпатию. Это проявление навыков бытовой культуры, и она стоит на высоком уровне. Кстати, это касается и отношений на дорогах. Пешеход, проходя на пешеходном переходе, даже не поворачивает головы, чтобы удостовериться – нет ли поблизости машин. Он твердо уверен в своем праве и безопасности.

- По каким местам вы пройдете в Казани?

- По тем, где когда-то мы были молоды, влюблены, когда после концертов или экзаменов  шли на берег Волги или Казанки, или в парк Горького.  Пройтись по тихим старым улочкам -  улице Ленина, побывать в парке на Черном озере. Консерваторию я обошла всю еще до концерта! Я была поражена массой новых зданий и тем, как консерватория расцвела за последние годы, выйдя по праву на международную арену.

- Чего вы ждете от вашего сольного концерта на Баховском фестивале?

- Я ничего не жду. Я просто очень люблю Казань  и казанцев и хочу поделиться с ними той музыкой, которая стала неотъемлемой частью моей жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру