Хотя оба парламентария принимали участие в подобном мероприятии впервые, они быстро вникли в проблему, благодаря четкому и внятному сообщению главного эксперта Совета Венеры Камаловой. Она рассказала о том, что готовится и уже прошел общественные слушания проект федерального закона, призванного заменить 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в его нынешней редакции, которая таковой вовсе не обеспечивает, а только создает перевозчикам массу проблем и больно бьет их по карману.
По ее словам, обязательная процедура, предусмотренная для транспортников, перевозящих пассажиров и багаж, делающих это по заказу, а также транспортирующих опасные грузы (в том числе газ и ГСМ), под которые нужны спецрежимы, весьма громоздка и дорогостояща. Она включает в себя категорирование объекта, оценку уязвимости транспортного средства, подготовку плана обеспечения его безопасности с его последующей реализацией. Осуществление всех перечисленных мероприятий растягивается на полтора-два года и обходится в сумму около 150 тысяч рублей. О целесообразности некоторых составляющих существующего порядка можно судить на таком примере. Согласно 16-ФЗ одним из непременных атрибутов транспортной безопасности является установка в салоне двух видеокамер, но, по общему мнению участников заседания, это лишено хоть какого-то смысла, поскольку еще ни одного террориста не удалось напугать их наличием. Зато получить разрешение на их установку весьма непросто.
- К Олимпиаде в Сочи москвичи сразу заказали автобусы с камерами видеофиксации, - подал реплику замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров. – Если федеральное законодательство требует их наличия, то установкой должен заниматься производитель, а не тот, кто эксплуатирует транспортное средство.
Все присутствующие с ним дружно согласились.
- Новый закон взамен существующей процедуры предусматривает создание института паспортизации транспортных средств, что должно сделать ее намного проще и эффективнее. Однако новый институт может быть еще сложнее, - выразила свои опасения Венера Камалова. – Мы просим депутатов посодействовать, чтобы закон был более эффективен, и обязательства были исполнимы.
Иршат Минкин пояснил, что законопроект в Государственную Думу вносит правительство, после чего он попадает в профильный комитет, в данном случае – по транспорту и строительству, при котором существует экспертный совет, где и происходит первое рассмотрение документа. Вмести в него поправки можно уже на этой стадии, а также на последующем рассмотрении на заседании комитета и при первом чтении законопроекта.
- Но пока законопроект в Госдуму не поступил, - подчеркнул парламентарий. – Когда поступит, сформулируйте свои предложения. Если в них будет логика, мы их обязательно поддержим.
На том и постановили. Кроме того, члены проектной группы пообещали подготовить вопросы, которые можно будет задать министру транспорта России Максиму Соколову, который приглашен на «правительственный час» в Госдуму на 22 марта.