Учителя Татарстана не хотят обучать детей мигрантов?

«МК-Поволжье» изучил данные резонансного исследования, которое провели казанские ученые, а также спросил у самих учителей, так ли это на самом деле

Учителя Татарстана не хотят обучать детей мигрантов?

Ученые Института психологии и образования КФУ провели опрос среди татарстанских учителей, который показал, что педагоги не рады преподавать детям приезжих из других стран. Исследование проводилось в рамках проекта подготовки учителя к работе с детьми мигрантов.

Все респонденты заявили, что не хотели бы, чтобы в их классе были дети, семьи которых приехали в Россию с Кавказа, из Средней Азии, Украины и других стран. А большинство — 60 процентов — не видят необходимости как-то менять методики преподавания из-за того, что в классе присутствуют такие ученики.

Руководитель исследования, кандидат наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Резеда Хайрутдинова назвала сложившуюся ситуацию феноменом. Причину таких настроений она видит в том, что у учителей имеются стереотипные представления о людях разных этносов и конфессий.

Ученый подчеркивает, что это предварительное исследование. Работу планируется продолжить, чтобы составить полную картину ситуации в республике. Уже потом будут создаваться адекватные полученным данным образовательные программы психолого-педагогической подготовки учителей.

Между тем в сообщении отмечается, что к работе с такими детьми нужно подходить особо и менять методики с учетом скорости освоения такими детьми нового языка. В противном случае успеваемость в классе будет падать, а значит, будут снижаться и показатели профессиональной результативности педагогов.

Толерантность прежде всего

Школа должна учить всех — для этого нужно разгрузить учителей и дополнительно обучить их, считают сами педагоги и психолог, которых корреспондент «МК-Поволжье» просил прокомментировать ситуацию.

Учителя бюджетных школ говорят на эту тему неохотно. Мы обратились к нескольким педагогам, чтобы они прокомментировали результаты исследования. Согласилась одна учительница, но при условии, что мы не будем называть ее имя, несмотря на то что ничего компрометирующего в ее словах не прозвучало.

— В нашей школе много детей азербайджанцев, но о такой проблеме я не слышала ни от коллег, ни от руководства. Мы учим любого ребенка, которого приведут в школу, — сказала она, сделав акцент на то, что учитель — работник подневольный и не может выбирать, кого обучать.

Известный российский и финский учитель, директор муниципальной школы "СОлНЦе" в Казани Павел Шмаков был более многословен. Он признал, что данная проблема существует, причем не только в Татарстане. И считает, что главная причина такой ситуации в том, что педагоги перегружены бумажной работой, — им просто не хватает времени дополнительно заниматься с детьми, что, как правило, требует большего вложения сил.

— Мне грустна эта позиция, но она очевидна. Причем цифры по Татарстану еще приемлемые: насколько я знаю, результаты неофициальных опросов в других местах говорят, что у них ситуация хуже, — рассказал педагог. — Я считаю принципиально важным, чтобы в школе учились разные дети, речь идет не только о детях мигрантов. Правильно, когда в школе есть больной ребенок, есть ребенок с инвалидностью, с другим цветом кожи, дети, чьи родители имеют разные политические взгляды, — это приучает к толерантности, к приятию другой культуры. Прежде всего, уважение к человеку другой культуры. Не так важно знание, сколько уважение к другой культуре. В нашей школе есть дети из других стран, которые по внешнему виду отличаются от наших детей. Сложнее работать с другими и чужими.

Как правильно рассказать ребенку, у которого родители христиане, о чужой религии, уважая ее? Или чьи-то родители коммунисты, чьи-то либералы — как рассказать детям, уважая? И школа должна учить всех: вне зависимости, каких ты взглядов, цвета кожи и из каких республик приехал. Надо понимать, что дети мигрантов находятся в более сложном положении. Школа должны с этим работать, несоциализированные дети приведут к другим проблемам. И главная проблема здесь не в детях. Учителя, прежде всего, не хотят дополнительной работы, которая к тому же не оплачивается. Они завалены всяческими отчетами. Путь решения есть: надо учителей разгрузить от не самой главной работы, а от бумажной работы, чтобы у них хоть немножко освобождалось времени для работы с детьми. В Финляндии, например, такие проблемы тоже есть, но решаются лучше. Там, например, много сомалийцев, людей с другим цветом кожи. Постоянно обсуждают, принимать иностранцев или нет, делать бесплатным для них образование или не делать. Люди относятся к этому как к задаче, которую надо решить, а не как к проблеме.

Медицинский психолог Лилия Бормусова назвала несколько причин нежелания педагогов обучать детей мигрантов.

— Во-первых, разница культур: ученики изначально воспитывались в другой этнокультурной среде, которая резко отличается от нашей. То есть эти дети иначе интерпретируют различные события. И эти особенности могут создать конфликт в педагогическом процессе, — рассказала она. — Не каждому педагогу под силу самостоятельно изучить этнопсихологические особенности разных народов. На это требуется много ресурсов. Также психологической причиной нежелания учить детей-мигрантов могут быть личные стереотипы, установки, убеждения. И третья причина — языковой барьер и связанные с ними сложности обучения: детей-мигрантов трудно обучать, так как они плохо знают язык, а учителям надо поддерживать хорошую успеваемость в классе, иначе на них оказывается давление со стороны руководства. И это тоже влияет на нежелание учить таких детей.

По мнению специалиста, учителя должны проходить дополнительное обучение для работы с такими детьми.

— Чтобы учителя стали более лояльными к таким ученикам, необходимо формировать толерантность. Для этого нужно дополнительное обучение, где педагоги узнают об этнопсихологических особенностях различных народов. Необходима психологическая адаптация для формирования адекватного отношения к людям из соседних стран, — считает психолог.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру