«Партия роста» прислала Хакамаду, Хакамада поговорила про рост

На прошлой неделе «Партия Роста» прислала в Казань Ирину Хакамаду, которая дала здесь пресс-конференцию.

Для начала главная женщина-либерал России раскрыла журналистам глаза на нынешнее состояние российской экономики, напомнив, что само правительство признает: Резервный фонд доживает последние месяцы, а дефицит бюджета превысит в этом году 3%. Секвестировать больше нечего – на сокращение всех статей расходов бюджета уже наложен мораторий. Прямые инвестиции в экономику сокращаются, а число рабочих мест в стране уменьшилось на 6 миллионов.

На прошлой неделе «Партия Роста» прислала в Казань Ирину Хакамаду, которая дала здесь пресс-конференцию.
Фото Евгения Аксенова

Пора уже бить в набат

По словам Ирины Хакамады, в Москве бесконечные сносы торговых павильонов без защиты прав собственности и без альтернативных возможностей привели к тому, что в столице впервые снизился удельный вес малого бизнеса, ее ВРП имеет отрицательный рост и она, являясь крупнейшим донором среди российских регионов, имеет дефицит бюджета.

При этом правительство по-прежнему действует по принципу «Сократить и урвать». Сокращать больше нечего, значит, будут увеличивать ставки всех налогов - акцизы на сигареты, газировку и сладкие напитки больше 5 литров, а также НДС и налог на прибыль. Наконец, в планах Минфина увеличить плоскую шкалу подоходного налога до 15 – 25%, варианты обсуждаются.

- И, конечно, пора уже бить в набат, потому что это катастрофа, - утверждает Хакамада. - Катастрофа экономическая обернется катастрофой политической.

Деньги должны быть в регионах

- Что меня еще возмущает? – задается она вопросом. - Что центр вместо того чтобы ввести бюджетный федерализм, соответствующий политическому федерализму, продолжает обирать регионы. И по-прежнему все зависит от лоббистских возможностей одного человека – главы региона, а не от результатов деятельности.

Хакамада считает, что так может жить крошечный Сингапур, но никак не Россия с ее огромной территорией. А значит, нужно перенимать, например, опыт достаточно жесткого федерализма США, где центр не особо тратит

деньги на содержание штатов, но при этом дает им возможность оставлять у себя до 70% всех собранных на их территории налогов. При такой модели у региона есть стимул развиваться.

Идея роста проста – смягчение денежной политики ЦБ

По словам Ирины Хакамады, рецепт вывода страны из экономической пропасти очень прост, и его суть в смягчении денежной политики ЦБ РФ.

Она напомнила, что сегодня Россия имеет самый низкий внешний и внутренний долг, который не идет ни в какое сравнение с долгами, которые имеют все развитые экономики. При этом Америка провела три снижения банковских ставок по кредитам и Европа делает то же.

- Там можно взять кредит по пол процента, - говорит Хакамада. - Да, они печатают и занимают деньги. Но делают это аккуратно - под экономический рост, изменение структуры экономики и оптимизации инвестиций. Если мы последуем их примеру, исключив бесконечные откаты и направление этих денег в госкорпорации, которые не управляются никем, а именно запустим через коммерческие банки, это намного облегчит жизнь малому и среднему бизнесу. Он воспрянет и пойдет вперед. И это вовсе не приведет к высокой инфляции. В стране появятся дополнительные деньги, они закроют дефицит бюджета и приведут к постепенному снижению ставки рефинансирования ЦБ с нынешних 10,5 до 5%. Соответственно они смогут привести к снижению ставок кредитов по ипотеке и на развитие бизнеса. Сейчас он может взять кредит в коммерческом банке под 25-27% годовых. Но надо разориться, чтобы вернуть такой кредит. Поэтому их никто не берет, и деньги в банках лежат мертвым грузом.

Рецепт от «железной леди»

Программа государственной поддержки сразу всего малого и среднего бизнеса страны не может быть эффективной, считает Хакамада. Но она может стать такой, когда кругом все хорошо, и только в одном месте плохо, как это было в Англии, когда кресло премьер-министра Великобритании занимала Маргарет Тэтчер.

- Когда спрос на уголь в Европе упал, начали закрываться шахты, а шахтеры бастовать, но Маргарет Тэтчер им навстречу не пошла. На этом публичная история закончилась и в России мы больше не получили никакой информации. А я, являясь депутатом Государственной Думы, ездила в Англию и изучала этот вопрос. Все оказалось очень интересно, - рассказала Ирина Хакамада.

По ее словам, тогда государство профинансировало коммерческий банк, именно банк, потому что это рыночный инструмент. Банк на государственные деньги находил бизнес, которому давал долгосрочный кредит на 10-12 лет под нулевую ставку, тогда как в то время они были на уровне 4-5% годовых. Банк устраивал конкурс среди предпринимателей всей страны, которые могли бы предложить бизнес, способный занять всех шахтеров, потерявших работу, чтобы регион продолжал что-то производить и процветать. Победитель конкурса должен был представить свой проект и бюджет деньгами, на которые приглашали лучших экспертов, помогал довести его до ума. Потом бизнесмен строил завод, принимал на работу бывших шахтеров, которые начинали производить продукцию, и в итоге погашал кредит. На эту программу ушло всего три года. И все, регион встал с колен в полный рост.

- А что делаем мы? – спрашивает Ирина Хакамада – Мы убиваем предпринимательскую среду налогами, проверками, государственным рэкетом, переделом собственности, если власти нужно ее забрать. А после этого хотим, чтобы из бюджета профинансировали стартап и он стал успешным. Но это невозможно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру