Почему иранский бизнес предпочитает рубль доллару и выбирает Татарстан?

Сначала Казань, далее - со всеми остановками

Как иранские компании прокладывают торговый путь в Россию через Татарстан, в эксклюзивном интервью «МК-Поволжье» рассказали генеральный директор ТД «Русско-Иранская Компания» Сайдахмади ШАРОФИДДИНЗОДА и Салман РУЗБЕХ - владелец недавно открывшегося в Казани иранского ресторана, владелец сети ресторанов, антикварной галереи и туристической компании в Иране. 

Сначала Казань, далее - со всеми остановками
Фото: morguefile.com

На недавней встрече Президента РТ Рустама Минниханова с представителями малого и среднего бизнеса ему был задан вопрос о перспективах развития отношений предпринимателей Ирана и Татарстана, и он ответил, что придает этому большое значение. В этой связи первый вопрос напрашивался сам собой.

Сайдахмади Шарофиддинзода. Фото: Евгений Аксенов

- Сайдахмади, насколько ваша компания, фактически являющаяся на сегодняшний день единственным своеобразным мостиком между татарстанскими, и в целом российскими предпринимателями, ощущает поддержку руководства республики?

- Как вы знаете, в последние несколько лет взаимоотношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией переживают подъем, поэтому совершенно естественно, что мы решили открыть здесь первый русско-иранский торговый дом. Компанию, которая дает возможность осуществить прямой диалог между российскими, в частности татарстанскими компаниями с тем, чтобы затем он перерос во взаимовыгодное сотрудничество. А Татарстан мы выбрали потому, что это очень бурно развивающийся регион в сфере привлечения инвестиций и туризма, работа местных властей и действующее законодательство для нас - стопроцентная гарантия того, что инвестиции иранских компаний будут надежно защищены от любых рисков. Поэтому, когда мы довели до них эту информацию, они проявили очень большой интерес. Это и есть самая лучшая помощь, которую нам оказывает руководство Татарстана. 

Кстати, большинство иранских бизнесменов, с которыми мы общались, хотят входить в Россию через Татарстан. Почему? В частности, здесь с уважением относятся к представителям других религий, так и других национальностей, что характерно и для Татарстана, и для Ирана. Ну, и конечно, это абсолютно закономерно, с точки зрения логистики - нас напрямую соединяет река Волга.

Салман Рузбех

Салман РУЗБЕХ тоже активно включается в беседу: 

- Мы считаем, что наше взаимодействие с российскими предпринимателями, и в частности бизнесом Татарстана, может быть очень выгодным для обеих сторон. Тем более, что у нас много общего. Татарстан и Иран связывает общая культура. Я к примеру, очень ценю и уважаю татарского поэта Габдуллу Тукая. (В этот момент наш собеседник положил на стол книгу «Габдулла Тукай». С одной стороны - издание на русском языке, с другой – на языке фарси). У нас многие знают этого поэта. В его творчестве много персидских слов, у нас во многом похожи национальные кухни.  Мне было приятно, когда я впервые приехал в Татарстан, на улице Баумана в Казани я увидел часы, где было написано на персидском языке «Казань – ты в моем сердце!» Это было приятно. Возле мечети Кул Шариф я, ощущаю, что нахожусь, будто в своем родном городе Шуштар. Он тоже, как и Казань, находится в окружении нескольких рек и вообще города очень похожи своей архитектурой, культурой.

Есть очень много иранских бизнесменов и компаний, которые хотят приехать не просто в Россию, а именно в Татарстан, потому что это очень динамично развивающийся регион, имеющий мощный потенциал для того, чтобы иранцы пришли сюда со своими инвестиционными проектами. Но проблема в том, что многие иранцы незнакомы с российским в целом и татарстанским в частности законодательством в сфере привлечения инвестиции.

- Насколько я понимаю, во-первых, о взаимной торговле и, во-вторых, о встречных инвестициях?

Сайдахмади ШАРОФИДДИНЗОДА:

- Совершенно верно. Мы видим свою задачу в привлечении сюда инвесторов из Ирана и инвестиций Татарстана в иранскую экономику. И первым шагом на этом пути должны стать поездки казанских и не только казанских бизнесменов в Тегеран, в Иран, чтобы они могли вступить в прямой диалог, найти точки соприкосновения, «нащупать» те проекты, которые были бы выгодны обеим сторонам, а затем приступить к их реализации.

Что касается торговли, то не только в Казани, но и в Москве и других городах России большим спросом пользуются иранские финики, фисташки, томатная паста, капуста, цветная капуста и баклажаны. В свою очередь иранские бизнесмены готовы покупать пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечное масло, муку, металл и лес. Кроме того, они проявляют серьезный интерес к вашим технологиям в области машиностроения и кораблестроения.

- Насколько большой в настоящее время товарооборот между Ираном и Татарстаном?

- В настоящий момент товарооборот между Татарстаном и Ираном очень мал, потому что иранские бизнесмены очень мало знают о рынке вашей республики, а татарстанские предприниматели, соответственно, о тех возможностях, о тех сферах, в которых они могли бы найти приложение своим силам в Иране. Именно по этой причине мы и организовали свой торговый дом, чтобы максимально полно рассказать потенциальным инвесторам с той и с другой стороны о состоянии рынка, о тех нишах, которые они могли бы заполнить с большой выгодой для себя.

А в том, что инвесторы сюда придут и придут с серьезными проектами, когда узнают о том, какие новые возможности перед ними открываются, сомневаться не приходится. Для любого бизнеса очень важна хорошая логистика. Как гласит русская пословица, за морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Между Ираном и Татарстаном логистика просто идеальная – прямой путь по воде по Каспийскому морю через Волгу. Если иранские компании берут зерно, допустим, в Европе или наоборот везут туда свои фисташки или другой товар, то эта логистика им очень дорого обходится.

- И таким образом Татарстан станет для иранских бизнесменов «окном» в Россию?

- Мы хотим, чтобы это было так. И не только окном, а дверью, причем широко распахнутой. Ведь если мы организуем здесь центр со складами товаров иранских компаний, то сможем отправлять их отсюда в как минимум в 50% российских регионов. Потому что Татарстан подходит для этого как нельзя лучше, как с географической точки зрения, поскольку находится в центре наиболее густонаселенной части Российской Федерации, так с логистической. Здесь есть все три основных слагаемых логистики, и правительство республики сделало все, чтобы эта логистика очень хорошо работала. Доставлять товар сюда и отсюда можно и по воде, и по железной дороге, и по автомобильной. Все это очень привлекает иранские компании, и некоторые их проекты уже находятся на стадии подписания договоров. Я думаю, в дальнейшем здесь будет очень бурно развивающийся центр сотрудничества между двумя странами.      

- Говоря о налаживании торговли между Россией и Ираном нельзя обойти стороной тему снятия со страны санкций… 

- Эти санкции, которые продолжались 30 лет, дали Ирану очень хорошую возможность развиваться внутри и превратиться из импортера в экспортера высокотехнологичной продукции. Но при этом создавали очень большие проблемы в сфере импорта-экспорта в плане перевода денег. Мы очень надеемся, что скоро эта проблема разрешится. Тем более, уже есть информация, что в ближайшее время некоторые российские банки откроют в Иране свои филиалы.  

- Весь мир уже давно устал от доллара, и БРИКС методично копает для него могилу, используя в качестве «лопаты» валютный своп. То есть когда при взаиморасчетах между странами-торговыми партнерами используются только национальные валюты. Скажем, Индия продает нам свои товары за рупии, а покупает за рубли. Готовы ли, на ваш взгляд, иранские компании к тому, чтобы мы расплачивались за их продукцию рублями?

- Для любого бизнеса важно как можно быстрее и больше покупать и продавать. И не важно, происходит ли это с помощью доллара или евро. Я считаю, что если взаиморасчеты будут производиться в национальных валютах, для бизнесменов обеих стран это станет большим плюсом.

Наших партнеров в Иране вполне устраивает российский рубль, потому что они считают его надежной валютой с устойчивым курсом. Они готовы прямо сейчас продавать тут свой товар за рубли. Потом купить на них здесь лес или пшеницу, увезти в Иран, и продать там за риалы. Для малого и среднего бизнеса вариант взаиморасчетов в национальных валютах – самый лучший.

Собственно говоря, это уже происходит сегодня. Во всех договорах, которые мы готовились заключить, цены устанавливались в рублях. Потому что курс доллара  все время менялся, и пока дело доходило до подписания, он успевал подрасти или наоборот упасть. И в результате, при расчетах в американской валюте кто-то выигрывал, а кто-то проигрывал. Вот поэтому мы сразу решили создать такую площадку здесь и аналогичную площадку в Иране, где будем договариваться в рублях.

- Что, по-вашему, больше всего мешает развитию успешного бизнеса между Ираном и Россией и Татарстаном в частности? 

- Я бы выделил две главных проблемы. Первая - это виза, которая слишком дорого стоит и выдается не слишком быстро, как с той, так и с другой стороны. Другая проблема – отсутствие прямых авиарейсов между Тегераном и Казанью. Сегодня наши партнеры вынуждены летать через Москву или через Баку. Например, в Баку приходится ждать рейса на Казань 9 часов.

Салман РУЗБЕХ: - Мы очень надеемся, что в дальнейшем правительство Татарстана и России поддержит нас в этом вопросе, и прямые рейсы появятся. Автоматически это повлечет за собой и налаживание туристического обмена, потому что Казань – город, где сейчас очень интенсивно развивается въездной международный туризм. И есть очень много иранцев, которые хотели бы здесь побывать. У них есть интерес и в сфере исламской культуры, и в сфере бизнеса, и в сфере отдыха. Все это здесь есть, но, как я уже сказал, нет логистики и визы очень дорогие.

- Насколько вы уверены в успехе того дела, которое затеяли? У вас есть какой-то опыт в этом плане?

Сайдахмади ШАРОФИДДИНЗОДА: -  Как говорят иранцы, каждый умный человек, прежде чем берется за какое-то дело, досконально просматривает, изучает и рассматривает все возможные варианты. У нас есть очень большой опыт в сфере бизнеса, в плане организации ярмарок в Центральной Азии, в частности в Таджикистане. Мы видим здесь, в Казани, большие возможности, и если все хорошо проработать, четко и грамотно организовать, все должно получиться. И это будет очень выгодно экономике наших двух стран. 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру