Куда ведет ЕГЭ?

В Татарстане идет сбор подписей за отмену единого госэкзамена

Споры по поводу ЕГЭ как формы оценки уровня знаний школьников возникли на этапе его введения. С тех пор градус дискуссии не снижается, пожалуй, даже наоборот — становится выше. Спорят о целесообразности ЕГЭ и родители школьников, и учителя, и чиновники разного уровня. Свою лепту в этот спор внес недавно и Национальный родительский комитет (НРК), выступивший с одной общественной инициативой

В Татарстане идет сбор подписей за отмену единого госэкзамена
В нынешнем учебном году ЕГЭ в Татарстане будут сдавать более 17 тысяч выпускников школ

Руководитель данной организации, созданной, к слову, совсем недавно — в декабре 2015 года, Ирина Волынец от имени комитета объявила о сборе подписей за отмену единого госэкзамена и необходимости перехода к другой системе проверки знаний выпускников. В видеообращении, размещенном на официальном сайте НРК, она заявляет: «Считаю ЕГЭ ошибкой, ведущей российское образование в пропасть, из которой не будет возврата». Инициатор идеи приглашает родителей, неравнодушных к этой проблеме, подписать письмо, адресованное Президенту РТ Рустаму Минниханову, с предложением сделать Татарстан пилотным регионом по отмене ЕГЭ.

На обращения практически сразу отреагировало Министерство образования Республики Татарстан. Министр Энгель Фаттахов заявил, что ЕГЭ отличается объективностью, экзамен стал лифтом в будущее для многих выпускников школ — позволил им поступить на учебу в престижные российские вузы. Однако министр не исключил, что возможны изменения в порядке проведения ЕГЭ, если их необходимость будет признана в ходе диалога с общественными организациями.

Свою точку зрения о ЕГЭ высказал и председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Марат Бариев. Отвечая на вопрос СМИ, он подчеркнул, что школьники никаких знаний от ЕГЭ не получают, поскольку идет зубрежка, которая, вероятно, развивает память, но не вырабатывает в школьниках умение мыслить и анализировать. Об обращении НРК к Президенту РТ, как признался Бариев, он не слышал, но отметил, что парламентарии в курсе этой волнующей многих проблемы, и выразил уверенность в том, что вопрос обязательно будет рассмотрен новым составом Госдумы.

 

До и после

Однозначного мнения о ЕГЭ нет не только у представителей власти, но и у педагогов, а также у родителей. Примечательно то, что мнение последних нередко формируется по принципу «до экзамена и после него». Те, чьи дети уже прошли единый госэкзамен, признают его объективность, подчеркивая, что именно благодаря ЕГЭ их дети смогли честно поступить в вузы. Ведь не секрет, что при прежней системе выпускных и вступительных экзаменов оставались коррупционные риски, при которых вопрос поступления на престижные факультеты решался рублем и выпускники, чьи родители не имели финансовых возможностей, могли только мечтать о получении качественного высшего образования. Кроме того, родители бывших школьников отмечают, что ЕГЭ значительно разгружает ребенка. Одна из опрошенных корреспондентом «МК-Поволжье» — Роза Нургалеева, мать выпускника прошлого года, считает большим плюсом то, что единый госэкзамен сдается только один раз и его результаты признаются вузами. Напомним, до введения ЕГЭ выпускник сдавал экзамены в школе, а затем проходил вступительные испытания в вузе.

Обстановку напряжения вокруг ЕГЭ в основном создают родители тех школьников, которые только готовятся к ЕГЭ, причем некоторые мамы-папы начинают волноваться по этому поводу чуть ли не с начальной школы.

— Мы еще только в четвертом классе, а я уже волнуюсь по поводу ЕГЭ, ведь от того, сдаст ребенок или нет, зависит его судьба. Я считаю, что, готовясь к экзаменам, которые проходят в форме нынешнего ЕГЭ, дети не получают глубоких знаний, не учатся анализировать и систематизировать информацию, а просто занимаются заучиванием отдельных элементов из дисциплин. Потом на экзамене они тычут пальцем в небо, выбирая ответы. Разве такими должны быть экзамены? Вот в наше время были билеты, мы находили ответы на вопросы, запоминали развернутую информацию. Я бы с радостью поставила подпись под обращением Национального родительского комитета, — признается Рамзия Юзлибаева, мать учащегося одной из школ Сармановского района РТ.

— Родители не до конца понимают специфику ЕГЭ, к тому же страх перед ним довольно сильно раздувается под влиянием СМИ. Единый госэкзамен — это не игра в крестики-нолики, как думают некоторые родители, а эффективная и, главное, объективная система оценки знаний. Да, к нему надо готовиться, от ребенка и родителей требуются усилия, но на то это и экзамен. К слову, в школах сегодня созданы все возможные условия для эффективной подготовки к ЕГЭ, и если ребенок будет заниматься, год за годом вовремя и упорно осваивать школьную программу, он экзамены сдаст, — считает учитель начальных классов казанского лицея № 159, педагог с 25-летним стажем Гульнара Вафина.

Учитель биологии Нижнекамского лицея-интерната № 24 для одаренных детей Искандер Набиуллин считает, что проблема, заявленная в обращении НРК, надуманная.

— Чтобы развеять сомнения по поводу ЕГЭ, пообщайтесь с родителями выпускников сельских школ, которые с результатами экзаменов поступили в престижные московские вузы, — советует Набиуллин. В то же время он признает, что в системе ЕГЭ есть определенные недочеты.

— Например, на экзамене по биологии встречались вопросы с неоднозначными ответами. Но с каждым годом система становится все лучше, составители работают над своевременным устранением недостатков, — говорит Набиуллин. — ЕГЭ не является обязательным для всех школьников, поэтому я не вижу смысла собирать подписи родителей и выступать против отмены этой формы экзаменов. Кто не хочет сдавать ЕГЭ, может уйти из школы после девятого класса и идти к выбранной профессии другим путем — через средние специальные учебные заведения.

 

Всего лишь экзамен

Между тем в ситуации вокруг ЕГЭ прослеживается еще одна проблема: чуть ли не ежегодно в России происходят детские суициды, причиной которых так или иначе становится ЕГЭ. Хотя, по мнению педагога Гульнары Вафиной, тут, скорее, надо говорить о комплексной проблеме, поскольку один лишь ЕГЭ не может стать причиной суицида. Тем более в возрасте 17–18 лет, когда психика ребенка уже сформирована. В свою очередь, главный редактор отраслевого журнала «Магариф» (в переводе с татарского — «Образование») Ильдар Миргалимов видит проблему в недостаточной психологической подготовке школьников.

— В последнее время педагоги — авторы нашего журнала довольно часто поднимают эту проблему и считают важным обмен опытом в этом направлении, — говорит он.

Опрошенные корреспондентом «МК-Поволжье» учителя считают, что ребенку недостаточно помощи школьного психолога, необходимо, чтобы родители тоже оказывали поддержку, подбадривали и мотивировали детей, а не нагнетали в них страхи. Мама двоих школьников Алсу Исмагилова согласилась с мнением учителей.

— Мы в семье стараемся прививать детям любовь к труду, ведем беседы о том, как важно старательно учиться в школе, и никогда не ставим под сомнение школьные порядки, и уж тем более не обсуждаем целесообразность экзаменов. Подготовка к ним, их сдача — это естественный процесс в обучении, не надо делать из этого трагедию, это всего лишь экзамен, проверка знаний, — говорит она. По ее словам, она не стала бы подписывать обращение к Президенту Татарстана.

— Перед тем как выйти с общественной инициативой, надо подумать, а не навредит ли это детям, ведь они будут слышать о том, что говорят и чего требуют их родители, и, возможно, поймут это по-своему, не так, как надо. Решать, надо это детям или нет, должны компетентные люди в результате взвешенного диалога, имея на руках выводы и результаты практических исследований. Заявления рода «ЕГЭ ведет нас в пропасть» должны быть не голословными, а четко обоснованными. Я видела это обращение, я не согласна с инициативой НРК, более того, я рассматриваю подобного рода обращение как очередную спекуляцию на актуальную тему. Обратите внимание, что инициатива возникла накануне ЕГЭ — она только масла в огонь подливает, накручивает, нагнетает напряжение. Если уж выходить с инициативой, то надо это делать в более спокойный момент, например в начале учебного года, — считает Исмагилова.

В 2015 году, отвечая на вопрос граждан во время «Прямой линии», Президент РФ отметил, что «ЕГЭ постоянно находится в центре внимания общественности, но окончательную точку должны поставить специалисты, которые глубоко разбираются в проблеме».

Следует признать, что система ЕГЭ, при всей своей дискуссионности, не стоит на месте, а развивается. Так, например, в нынешнем учебном году на экзаменах по истории, обществознанию, географии, информатике уже не будет тестовой части, предполагающей выбор вариантов ответов.

Напомним, с призывом совершенствовать ЕГЭ, делать его более гибким, ориентированным под конкретные школьные дисциплины выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. В июне прошлого года во время совещания с вице-премьерами он заявил, что Россия не намерена отказываться от ЕГЭ.

— Скажем по-честному, все мы сдавали эти экзамены; в значительной мере результат на экзамене был зависим от отношений между учеником и учителем: кто кого любит, кто кого не любит. В результате единого госэкзамена появилась возможность для большого количества наших выпускников подавать документы в различные университеты и поступать, — подчеркнул тогда Медведев.

Несмотря на то, что первые лица государства свою позицию высказали весьма недвусмысленно, единый госэкзамен все равно продолжает оставаться благодатной темой для дискуссий. Теперь вот появилась новая инициатива.

Критиковать, как известно, всегда проще, чем предлагать. Но раз уж звучат предложения об отмене ЕГЭ, хотелось бы услышать и о достойной альтернативе ему — с равными шансами для всех. 

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Куда ведет ЕГЭ?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру