В Татарстане подводят итоги отопительного сезона

Энергетики рапортую о снижении потребления тепла и росте сбора платежей

Энергетики рапортую о снижении потребления тепла и росте сбора платежей

Объем счетов, предъявленных за минувший отопительный период населению за потребленное тепло, составив 9,1 млрд. рублей, и по сравнению с предыдущим сезоном уменьшился, сообщили в генерирующей компании республики.

«В целом мы имеем снижение объема продаж по компании на 2 процента. Если в отопительный период 2014-2015 годов мы предъявили населению 9,3 млрд. рублей, то за прошедший отопительный период – 9,1 млрд. Если брать отдельно Казань, то по этому отопительному сезону – 4,7 млрд. рублей, в предыдущий период – 4,8 млрд. рублей», – сообщил заместитель гендиректора – директор по реализации тепловой и электрической энергии компании Олег Зверев. По его словам, общий объем поставки тепловых ресурсов потребителям в период отопительного сезона 2015-2016 г. составил 13,3 млрд. рублей. Почти половина отгрузки пришлась на Казань (51%), треть – на Набережные Челны (32%).

Что касается сбора платежей с потребителей, этот показатель за минувший отопительный период вырос до 11,9 млрд. рублей. Тем не менее, на момент окончания сезона дебиторская задолженность была на уровне 1,98 млрд. рублей, в том числе просроченная – 786 млн. рублей.

При этом по сравнению с предыдущим сезоном на треть снизилась общая задолженность по оплате и на 8% - «просрочка». Энергетики связывают это, прежде всего, с переходом на расчет за тепло по факту потребления, который произошел с октября 2015 года. Напомним, что по новым правилам, начисления производятся только в течение отопительного сезона. Летом соотвественно плата за тепло взиматься не будет.

Хотели как лучше, а получилось как всегда?

Несмотря на снижение задолженности по оплате тепловой энергии – на треть, - сумма в размере почти 2 млрд. руб. долга, конечно, остается внушительной. Это почти 20 процентов от общей суммы поставки. В общем «энергетическом котле» такое по сути кредитование потребителя, конечно, может существенно влиять на работу энергетического комплекса – в том числе проведение своевременных ремонтов, приобретения необходимого оборудования и пр.

Известный в Татарстане борец за права потребителей услуг ЖКХ, председатель Союза домовых комитетов Казани Геннадий Сомов, комментирует итоги отопительного сезона с изрядной долей скепсиса. Переход на новую систему начислений за потребляемые населением тепловые ресурсы, по его мнению, можно охарактеризовать: "по Черномырдину. То есть, хотели как лучше, а получилось как всегда".

Переходя на расчеты с населением за отопление по фактическому потреблению, энергетики объясняли это необходимостью обеспечить прозрачность платежей для конечных потребителей и уйти от необходимости каждый раз объяснять причины перерасчетов по итогам года. В начислениях исполнителям коммунальных услуг со стороны генерирующей компании ничего не изменилось, поменялась только схема начислений между исполнителями коммунальных услуг и жильцами. Тем не менее, у последних вопросов меньше не стало. Почему?

Либо «недотоп», либо «перетоп»

Геннадий Сомов высказал свое мнение редакции «МК-Поволжье». Так, в Казани, по его словам, ключевая проблема в низком уровне оснащения многоквартирных домов узлами автоматического погодного регулирования.

- Согласно 261-му федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во всех домах Казани с 1 июля 2012 года установлены приборы учета тепловой энергии. Но узлами погодного регулирования охвачены только 55%. Почти половина домов города их не имеют. А если их нет, то в доме происходит большой «перетоп» - от 30 до 35 градусов. Соответственно получается большая переплата за отопление. Мы проводим прием населения, и люди к нам обращаются с жалобами на управляющие компании: на улице тепло, а жильцам выставляют счета за отопление по 2-3 тысячи рублей. А все потому, что в их домах не установили узлы погодного регулирования. Даже во многих домах, где такие узлы есть, та же история. Поставить приборы поставили, а наладку и регулировку не произвели. Вот и получается - либо "недотоп" идет, и люди мерзнут, либо "перетоп". Множество жалоб к нам поступает.

В Набережных Челнах, к примеру, сделали, все вовремя, еще три года назад. Выполнили федеральный закон в полном объеме. Во всех домах полностью установили приборы учета, 100% узлов погодного регулирования обеспечили, произвели наладку, все сделали как надо. Зато рядом пример Нижнекамска. Весной там митинг был большой, звучали высказывания в адрес администрации. Сейчас некоторые жильцы даже готовят материалы для подачи в суд по этому вопросу. Где-то «недотоп», где- то «перетоп», а причина одна единственная – поставили узлы погодного регулирования и забыли о них, а за ними следить надо обязательно. Вот у меня дома с 2007 года стоит прибор учета тепла с узлом погодного регулирования. Я самый первый в Казани его поставил, когда еще даже не было федерального закона. С тех пор у меня температура в доме, а я живу на пятом этаже, независимо от того минус 30 на улице или плюс 5, всегда составляет 22 градуса. То есть вся изюминка – это узел погодного регулирования, который дает экономию топлива и соответственно платы за отопление.

Я об этом не раз и не два писал в разные инстанции. Отвечают, что в федеральном законе не сказано об установке узлов погодного регулирования. Они, похоже, считают, что если установили в доме счетчик тепла, остальное можно не ставить. Мало того, заявили, что узел погодного регулирования стоит очень дорого - где-то 450-500 тыс. рублей, и что будут их ставить только тогда, когда в домах будет проводиться капитальный ремонт. В Казани есть организация, которая продает узлы погодного регулирования, там самый большой диаметр стоит 40 тысяч рублей. Ну пусть будет 100-200 тысяч, но никак не 500 тысяч!

Если в предстоящий летний период в ходе подготовки домов к отопительному сезону управляющие компании и все, кто отвечает за наладку и регулирование этих узлов, не примут мер, то весь отопительный сезон 2016-2018 годов так и будем мучиться.

Вот я в 2007 году приборы учета поставил. А в этом году ко мне приходили снимать показания. Не знаю, что они там делали, только завысили мне температуру в доме. Было 22 градуса, стало 26. Так я трижды звонил в Казанский энергосервисный центр, четырежды - в «Открытую Казань». Никаких мер не предприняли!

У меня по данному вопросу есть серьезное письмо со схемой индивидуального теплового пункта, где показано, как он устанавливается. Я пока думаю, отправлять ли его в Минрегионразвития.

А насчет управляющих компаний могу сказать одно: вся беда в том, что они не заинтересованы, говорят: "Нам это не надо, так как этим вопросом занимается Казанский энергосервисный центр". Когда обращаешься в энергосервисный центр, там говорят: "А зачем вы к нам обращаетесь? У вас есть управляющие компании, туда звоните, пусть они приглашают, тогда мы приедем".

Директор МУП «Казанский энергосервисный центр» Евгений Чекашов ранее заявил о том, что экономический эффект от установки в 500 многоквартирных домах Казани узлов погодного регулирования за год составил около 120 млн. рублей. «Жители этих домов реально получают экономию по тепловой энергии минимум на 20 процентов. Таких примеров на федеральном уровне практически нет», – поддержал в свою очередь коллегу заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов.

Иными словами, можно говорить, что в республике сделаны правильные шаги, направленные на повышение эффективности теплоснабжения, есть реальные результаты, положительный опыт. Остается вопрос, как распространить инновационный подход повсеместно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру