Безучастный Татарстан. Республика рискует повторить маршрут Средней Азии

Вырубка деревьев и переименование улиц в Казани – тревожный симптом оторванности власти от народа при принятии общественно значимых решений

Последние события с вырубкой деревьев в КФУ и зелёного массива у бывшего кинотеатра "Комсомолец", ситуация с Ометьевско-Горкинским лесопарком, переименование улицы Эсперанто, конфликт из-за строительства свинофермы под окнами сельчан в Тукаевском районе свидетельствуют о следующем: в Татарстане действует модель безучастной экономики и безучастной общественной жизни. Впору вводить в Конституцию статью: "Государство, руководители учреждений и ведомств, администрации отделены от населения и общественности".

Вырубка деревьев и переименование улиц в Казани – тревожный симптом оторванности власти от народа при принятии общественно значимых решений

Демонстрационные площадки диалога, которые должны свидетельствовать об обратном, работают точечно, не изменяя характер системы, апеллируя, прежде всего, к мнению вышестоящего начальника, а не к мнению граждан. Определенный прогресс в PR диалога есть, но выработанной культуры диалога нет. Отсюда - рецидивы конфликта между неравнодушными гражданами и управленческими структурами, являющимися носителями культуры "безучастной экономики".

Что такое безучастная экономика ("unparticipatory economics")? "Безучастный" значит безразличный, равнодушный, холодный. То есть это экономика и система управления, забывающая о мнении граждан.

Какие принципы "модели безучастной экономики" явно прослеживаются в Татарстане:

- неналаженная обратная связь между общественностью и управленцами.

- процессы управления выстраиваются только на основе показателей; практики управления на основе общегражданских ценностей остаются неактуальными и невостребованными.

- институты, призванные формировать диалог бюрократии и "начальства" с обществом, выхолощены и не имеют реальной силы. Профсоюзы, общественные советы, разного рода комиссии, механизм общественных слушаний и т.д. не наполнены реальным содержанием. Поддерживаются только те формы общественной активности, которые ответственны, прежде всего, перед государством и "начальством".

- поэтому реагирование на проблему происходит по схеме "действие - недовольство - реакция". Управленческий риск-менеджмент фокусируется только на локальных проблемах и на тех решениях, которые дают лишь кратковременную выгоду небольшой группе.

- политические и управленческие решения принимаются не на основе демократического процесса, а по результатам переговоров между корпорациями и властью, между аппаратными силами и центрами влияния.

- элита, имеющая доступ к ресурсам, обладает абсолютным преимуществом для защиты своих интересов, что приводит к экономическому и политическому неравенству.

- не находят применения механизмы общественно-политического маркетинга. Не организована работа с лидерами общественного мнения и с формированием положительного общественного мнения. Триада - выявление, налаживание коммуникации, вовлечение - в работе с лидерами общественного мнения и общественностью отсутствует.

- превалирование системы "лидер-народ" над общегражданскими ценностями. Те, кто принимает управленческие решения, ориентируются, прежде всего, на реакцию сверху, на волю "лидера".

В этом смысле показательна недавняя пресс-конференция депутатов Государственного Совета РТ о защите института президентства. Её смысл: народ сказал своё слово на выборах, следующий ход теперь за Москва. Пассивное ожидание депутатами доброй воли федерального центра вместо обращения к гражданам республики - это, видимо, наиболее действенный механизм принятия решений.

Не чувствуя понимания, желания вести диалог вообще, граждане республики периодически обращаются в федеральный центр с жаждой наказания республиканской власти. И тогда единственным стимулом вынужденного диалога для республики становится страх того, чтобы скандал не ушёл на федеральный уровень. Это и есть один из результатов "безучастной экономики" для Татарстана.

Мы не склонны считать, что ориентация на реакцию сверху, на волю лидера не нужна вовсе - она естественна, по крайней мере, в нынешней системе координат. Но при этом забыть об опоре на мнение граждан - это явный перебор, который бьёт по эффективности всей системы.

Известно, насколько далеко может зайти ориентация на лидера. Постсоветские Туркменистан и Узбекистан, Таджикистан (с недавним законом "Об основоположнике мира и единства, и лидере нации", с формулировками "спасителя" и "особой исторической миссии лидера") показывают, к какому результату можно прийти. И это вряд ли достойная цель развития для Татарстана.

Материал опубликован в блоге Aurupalı Tatarstan - Европейский Татарстан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру