Маленькие Будды. Первоклассникам Казани предложили подправить карму

Школяров из Татарстана зазывают в «культурную» соцсеть

Татарстан опять оказался впереди России всей. В республике заработала соцсеть для первоклассников. Намерения исключительно благие: дети должны делиться в ней своими культурными впечатлениями. Правда, многое в новом ресурсе у корреспондента «МК» вызвало вопросы.

Школяров из Татарстана зазывают в «культурную» соцсеть

 О том, что всем первоклассникам выдадут «культурные дневники», учительница объявила загодя. Дневниками оказались огромные тетради с красочными картинками. Туда нужно заносить свои отчеты о посещении музеев, театров и кино. В дневнике можно делиться впечатлениями и вклеивать снимки, сделанные во время культурного похода. За каждый визит первоклашка получает специальный штампик.

- Интересная штука, - сказал мне сын, вынимая дневник из портфеля. – Посмотрим, кто у нас в классе больше всех штампиков наберет. Итак, куда пойдем в субботу?

До субботы еще было время, чтобы распланировать отдых. Но нужно было выполнить еще одно условие ведения дневника – зарегистрироваться в Интернете. Такое задание получил каждый ребенок.

Я прошла стандартную процедуру регистрацию и приступила к заполнению сыновьего профайла. Но как только дошла самых последнего «задания», остановилась.

Диалог с «девочкой»

«История кармы». Так называлась одна из строчек в меню профайла моего семилетнего сына. Как сообщали администраторы сайта, у моего сына она «еще не изменялась».

«Оставляйте комментарии и сообщения на форуме, чтобы другие могли изменять Вашу карму. Карма является аналогом рейтинга и показывает, насколько хорошо Вас оценивают другие пользователи сайта», - объясняли мне.

И тут вдруг пришло сообщение.

«Привет! Давай дружить и добавим друг другу кармы, это надо нажать зеленую кнопку в профиле», - это, если верить профилю, написала моему сыну казанская первоклассница Злата Р.

- Это что же получается, я зарегистрировала ребенка на сайте знакомств? – опешила я. А собравшись с мыслями, решила подыграть и написала:

- Привет! А что такое КАРМА?

- Это очки. Ты их себе поставить не можешь, можем только друг другу.

На часах еще не было и полудня. Девочка пишет это моему чаду прямо на уроке? Или в соцсети, как и в случае со мной, сидит её мама?

«а ты сама это пишеш или твая мама?», - продолжала я косить под сына-первоклассника. «Иногда мама почти всегда я», - пришел ответ через пару часов.

К Злате у меня больше вопросов не было. Зато они возникли к разработчикам «культурного дневника».

- Ну что вы, это же распространенное понятие среди пользователей соцсетей! – поспешили успокоить меня в объединении «Татармультфильм», разработавшем дневник по заказу Минкульта РТ. – Эта карма не имеет никакого отношения к религии. Это рейтинг, другими словами - «лайки». Чем больше «лайков», тем больше карма. Всё просто, знает даже первоклассник!

Мой сын точно не знал. Решила опросить детей своих коллег. Вдруг мы одни такие тёмные?

- Это, наверное, чтобы снять с себя порчу, - ответила 10-летняя девочка.

- Да откуда ей знать, если её нет в соцсетях – нет времени, - продолжила уже мама. – У нее тут танцы, музыкальная и обычная школы!

Еще двое школьников девяти и двенадцати лет, у которых уже есть свои странички ва соцсети «ВКонтакте», ответили, что слышат о карме впервые.

- Ну, если не знают, теперь узнают, - рассуждает пресс-секретарь министерства культуры РТ Руслан Шигабетдинов. – Но мы подумаем, может, это слово и впрямь стоит заменить на более понятное.

История кармы такова. Летом, разрабатывая макет печатного «Культурного дневника первоклассника», мультипликаторы решили поддержать проект в Интернете. Минкульт с Минобрнауки поддержали начинание. Так появилась детская соцсеть «исключительно культурной направленности». По крайней мере, на такой формулировке настаивают в «Татармультфильме».

Дата рождения соцсети – 12 ноября. Правда, пока она работает в тестовом режиме.

- Вы представьте: сайт заработал всего неделю назад, а у нас уже зарегистрировались более трех тысяч человек, - восклицает Анна Белоброва, зам руководителя объединения «Татармультфильм». – Это хороший показатель. Это хорошая идея объединить всех детей на единой виртуальной площадке.

Родители рулят

В объединении уверены: благодаря интернет-версии культурного дневника любой первоклассник сможет делиться приобретенными культурными знаниями со своими сверстниками по всей республике. Ну и знакомиться, само собой, общаться, «добавляя кармы себе и другим».

- Может, вместо виртуального общения детям лучше встречаться вживую – в том же музее? – сомневаюсь я.

- Одно другому не мешает, - уверяет Белоброва. – Вот вы с сыном сходите на выставку Рериха, а потом расскажете об этом в социальной сети. И дети, которые прочитают ваше сообщение, задумаются, а кто же такой Рерих? И начнет раскручиваться цепочка культурного познания.

Представляю себе рассказ моего сына-первоклассника о наследии Рериха, если еще на стадии заполнения анкеты печатного дневника в графе «Я хочу научиться…» он умудрился написать «мастИрски играть в футбол».

- Мне понравилась одна фраза, которая была написана у одного мальчика о роскоши человеческого общения, - продолжает тем временем Белоброва. - Хотя я понимаю, что это писали родители…

- То есть, вы не отрицаете, что вместо детей в этой соцсети сидят родители?

- Это желание родителя помочь ребенку: «Я хочу, чтобы мой ребенок пошел на президентскую елку» или «Я хочу стать самым культурным родителем». Это нормально.

Самые активные участники «культурных дневников» (или правильнее всё же – дети самых активных родителей?) будут поощрены, заверила меня представитель объединения: они получат билеты на новогоднюю елку в «Татнефть-арене».

Между прочим, лидеры есть уже сейчас.

Звезда номер один – первоклассница из Актаныша Адиля З. На сайте, что примечательно, она зарегистрировалась еще 22 октября, хотя официально проект заработал с 12 ноября. За это время девочка подружилась с 66 сверстниками и набрала кармы (внимание!) +61030. В среднем за день ее карма прирастает примерно на пять тысяч кликов. Не каждому активному блогеру такое по силам, а вот первоклашка смогла!

Правда, за время своего пребывания на сайте, она выложила всего лишь один фотоотчет о посещении музея – Нацмузея РТ. И никаких комментариев под ним.

Ну ладно, это детали. А что с безопасностью проекта? Мало ли, кого и с какими целями может занести в соцсеть. А регистрация, судя по всему, труда не составляет.

- Мы смотрим регистрацию, смотрим, как дети статус заполняют. По нему вполне можно понять, о чем думает ребенок, - сообщила мне Белоброва. - Конечно, проверить содержание переписки мы не может. Каждый родитель несет персональную ответственность за своего ребенка. И сколько времени он проводит – это вопрос не к «Татармультфильму» с Минкультом. 

За неделю работы социальной сети ее посетителями стал почти один миллион человек. Ежедневно сайт посещает около 20 тысяч первоклассников и их родителей. 

Мнение эксперта

Ирина Гаврикова, детский психолог: Дети должны контачить в режиме реального времени

По мнению Гавриковой, перед детьми в возрасте семи лет стоит ряд важных задач. Они должны уметь: налаживать контакты в режиме реального времени; регулировать свои эмоции; подчинять свое поведение каким-то общепринятым правилам. Все эти навыки получить можно лишь при непосредственном контакте со сверстниками.

- Когда дети увлекаются соцсетями, на решение этих задач времени остается очень мало, - сетует психолог. – Поэтому мы видим, что многие дети не умеют себя сдерживать, не умеют общаться друг с другом и решать конфликты. Кроме того, возникает еще одна проблема – дети, которые проводят много времени в соцсетях, не умеют распределять свое время.

Общение в социальных сетях должно быть четко регламентировано – не более 20-30 минут в день, считает психолог. И добавляет:

- Я бы рекомендовала подальше откладывать знакомство ребенка с виртуальным миром. У современных детей и без того мало остается времени на реальное общение: школа, потом кружки и секции, уроки дома. То время, которое у них остается, они должны тратить на походы в гости друг к другу, совместные игры и посещение каких-то культурных мероприятий. 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 19 ноября 2014

Заголовок в газете: Маленькие Будды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру