Киллеры нарасхват. Банда Никитина наследила в деле «Мебельки»

Версия татарстанских сыщиков: наёмные убийцы из Казани успели поработать не только на ОПГ «Перваки»

Стражам порядка из Татарстана, похоже, удалось расколоть еще один крепкий криминальный орешек. На сей раз речь идет об ОПГ «Мебелька», сформировавшейся к началу 90-х гг. на границе Московского и Ново-Савиновского районов Казани.

Версия татарстанских сыщиков: наёмные убийцы из Казани успели поработать не только на ОПГ «Перваки»
Ильдар Бурганов вполне мог бы сойти за беззаботного тусовщика, но у татарстанских сыщиков на него несколько иное досье.

В январе сотрудники следственного комитета России по Республике Татарстан и МВД по РТ изъяли арсенал, принадлежавший ОПГ «Мебелька». По признанию бывшего участника группировки, всё оружие сдал ему на хранение один из лидеров «Мебельки» - Ильдар Бурганов. Осенью прошлого года Бурганов был арестован за подготовку убийства лидера другой казанской ОПГ.

Как стало известно «МК», изъятию предшествовало задержание в ноябре 2013 года Ильдара Бурганова и Виктора Трифонова. Первый широко известен в узких кругах как бывший лидер ОПГ «Мебелька», второй – как авторитет группировки «Воровского». По данным правоохранительным органов, в начале нулевых эти двое развязали в Казани и Москве маленькую криминальную войну, в которой, помимо традиционной стрельбы, были даже взрывы.

«Мебельные» игры престолов

История ОПФ «Мебелька» во многом типична, но имеет свои нюансы. Группировка возникла в конце восьмидесятых. Активное участие, согласно оперативной информации, в ее создании принял Ильдар Бурганов («Бурган»).

Уже в начале девяностых «Мебелька» стала одной из самых мощных и сильных ОПГ в Казани, а ее участники взяли под свой контроль ряд бизнесменов в районе.

В 1991 году в своей квартире был убит лидер группировки «Дом обуви» и держатель общака Налетов. Убийца присваивает деньги группировки.

По странному стечению обстоятельств, вскоре Бурганов уезжает в Венгрию. Тогда же оперативникам поступает информация, что он может быть причастен к убийству. Слухи о причастности «Бургана» к убийству Налетова ходили и по криминальной Казани, но разобраться с ним не получилось, и вскоре разговоры утихли.

После исчезновения «Бургана» лидером «Мебельки» на небольшое время становится «Ахмет». Но довольно скоро его смещают – он слишком любит азартные игры и спускает в карты большие по тем временам суммы.

В середине девяностых в ОПГ происходит раскол, и часть группировки уезжает в Москву. Член группировки Болтаков знакомится там с одним из учредителей «Легпромбанка» Валеевым, и тот вводит его в состав учредителей банка.

Болтаков организует мошеннические схемы, в результате которой государство лишается нескольких миллионов бюджетных рублей. Почувствовав, что дело может кончиться плохо (банком заинтересовались в МВД России), Болтаков предлагает Валееву решить проблему совместно. Тот отвечает отказом: «Ты придумал эту схему – ты и решай проблемы».

Конфликт «интересов» заканчивается еще одним расколом - уже в «московском» отделении казанской «Мебельки». С Болтаковым остаётся меньшинство.

Король без королевства

В это же время, в 2000 году, в Россию возвращается оставшийся без денег и поистрепавшийся в европах Бурганов. В Казани он узнает, что «Мебелькой» руководит Юрий Андреев («Кент»). «Отец-основатель» ОПГ видит много новых, неизвестных ему лиц и вскоре понимает, что никому не нужен.

Оставшись не у дел в банке, Болтаков, как тонкий психолог, начинает внушать Бурганову, чтобы тот взял руководство ОПГ в свои руки: «Это ведь ты создал «Мебельку». Это твоя заслуга. Ты и должен ею руководить».

Болтакова с Бургановым сближают к тому же и совместные интересы в бизнесе.

Но в ОПГ не хотят признавать последнего: Бурганова не было в стране восемь лет, и он не знает, насколько изменилась жизнь. Многие группировки уже занимаются легальным бизнесом, забыв про «методы» начала девяностых.

Бурганов вызывает «Кента» в Москву для «переговоров на высшем уровне», и пытается уговорить отдать власть, а заодно и контроль над бизнесом ОПГ. «Кент» не соглашается, и Болтаков, пользуясь яростью Бурганова, склоняет его к решению физически устранить Кента, а заодно тех, кто не поддержал его. Дальше начинаются события, похожие на средний американский фильм из жизни гангстеров.

Страх на всю округу

20 марта 2001 года во дворе дома на Волгоградской убивают "Кента". Киллер расстрелял его в упор.

Решено провести и акцию устрашения – взорвать машину одного из авторитетов «Мебельки» Ш. Газизянова («Малого»), который пытался разобраться с Бургановым по поводу убийства «Кента».

Главным в операции было то, что никто не должен догадаться, от кого именно послан «привет». Для этого на выполнение задания был послан В. Порохов, личный водитель авторитетного лидера группировки «20 двор» Фердинанда Ахмадуллина («Фердика»). Тот, в свою очередь, был близок к Трифонову («Трифон») – смотрящему группировки «Воровские», с которым дружил Бурганов.

14 ноября 2001 года Порохов прикрепляет радиоуправляемую мину к дну машины «Малого». Но, видимо, будучи неопытным минером случайно активирует её и взрывается вместе с машиной.

Когда выясняется, кто погиб, у «мебельщиков» возникают вопросы к «Фердику»: а почему его водитель покушался на «Малого»? Но ответа они не получили – спустя несколько месяцев после провальной акции киллер (по версии правоохранительных органов, это был заказ Бурганова) убивает Фердика.

«Хариса», близкого друга «Кента», вызывают в Москву, где Болтаков показывает ему список следующих «кандидатов» для киллера. Как потом расскажет оперативникам Харисов, Болтаков сказал ему: «Первым будешь ты, если не поддержишь нас с Бургановым. Потом – остальные». Харисов отвечает отказом и рассказывает о списке друзьям из «московского отделения» «Мебельки».

На «совете» ОПГ решают ничего не предпринимать в ответ, но на всякий случай к тем, чьи имена Харис видел в списке Болтакова, приставляют охрану.

21 января 2002 года в закусочной на Ибрагимова киллер совершает покушение на Харисова. Авторитет выживает, но ранение оказывается тяжелым: Харисов потерял речь, у него нарушилась координация движений. Лишь после нескольких сложных операций ему удалось восстановиться. Он и рассказал впоследствии о своих встречах с Болтаковым и его угрозах следователям.

Тем временем, по информации сыщиков, Бурганов знакомится через Трифонова с бывшим сотрудником милиции Никитиным, который помогает найти киллеров. Им раздаются фотографии членов «московского» отделения «мебельщиков», их адреса. Бурганов лично показывает дома в Москве, где они живут.

Никитин дает одному из киллеров чешский автомат: «Сначала устранишь в Москве Гришагина, потом - Дерзаева». Спустя месяц слежки и изучения ежедневных маршрутов жертв, киллер просит дать ему пистолет. Дескать, ходить по Москве с автоматом не очень удобно.

Получив оружие, готовится к реализации заказа. Первым должен быть убит Геннадий Гришагин. Но происходит непредвиденное: киллер не смог выстрелить, потому что самый «удобный момент» представился, когда Гришагин… отводил ребенка в школу. «Я не могу при ребенке», - говорит киллер Никитину.

Через месяц, в апреле 2003 года, происходит покушение на Игоря Дерзаева у подъезда дома на Марьинском бульваре: шесть пуль ранили потерпевшего в спину, руку, живот и ягодицы.

Неожиданное перемирие

Вскоре Болтаков понимает, что проиграл, и начинает «мирные переговоры»: «Давайте закончим войну». Нехотя, но с ним соглашаются: худой мир лучше доброй ссоры.

Тем временем банда Никитина попадается на убийствах, заказанных другой казанской группировкой - «Перваки». Эта ОПГ «прославилась» жестокими убийствами многих бизнесменов. Когда следователи стали заниматься ими, то случайно вышли и на Бурганова, и банду Никитина. В 2004 году Никитина арестовывают, и он начинает давать признательные показания: это я того убил, к этому убийству причастен…

Узнав об аресте главаря киллеров, Бурганов предлагает Трифонову «решить вопрос» с Никитиным, пока тот не дал показания против них. Трифонов угрожает жене Никитина, и тот, узнав об этом, отказывается от своих показаний.

Следствию все-таки удается доказать его вину, и Никитин получает «четвертак», а остальные участники банды - от восьми до шестнадцати лет.

Впоследствии оперативным работникам удалось склонить их к сотрудничеству. Сегодня, по мнению сыщиков, собрана большая доказательная база причастности Бурганова к покушениям на И.Дерзаева и Г.Гришагина.

В начале этого года Игорь Дерзаев опознал на следствии Никитина, который стрелял в него в 2003 году.

«Я уверен на 95 процентов, что это был тот самый человек, - говорит он. – Разве что у него морщин стало побольше. Лицо его я запомнил».

Один из членов банды Никитина , осужденный вместе с ним, признал, что газовый пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами, из которого стреляли в Дерзаева в Москве (киллер тогда бросил его на месте преступления), ему передавал Никитин, когда они планировали убийство Гришагина и Дерзаева.

Бурганов с Трифоновым уже находятся под арестом (им предъявлено обвинение в покушении на убийство Газизянова, в результате которого погиб Порохов), но не признают вины. А в Следственном комитете почему-то не торопятся возобновлять старые уголовные дела и предъявлять обвинения по ним Бурганову, Трифонову и Никитину. В чем же причина? Недостаточно собранных доказательств? Или мешает что-то еще?

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 14 мая 2014

Заголовок в газете: Киллеры нарасхват

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру