Долги по зарплатам в Татарстане вознеслись в заоблачную высь

Республика в топе: она попала в четверку самых крупных регионов-должников России

 Совокупный долг авиакомпаний «Ак Барс Аэро» и «Татарстан» перед работниками на 1 октября составил 72,8 млн руб. Их вклад в общий котёл долгов по зарплате в РТ - больше половины. «МК» выяснял, что привело к этому и как исправляют ситуацию чиновники.

 

Республика в топе: она попала в четверку самых крупных регионов-должников России

По данным Татарстанстата на 1 октября, «Ак Барс Аэро» задолжала своим сотрудникам 35,1 млн руб., «Татарстан» - 37,7 млн руб. Всего же предприятий-должников в Татарстане на эту дату насчитали 19. Их общая просроченная задолженность по зарплате составила 138,1 млн руб. Это на 47,6 млн руб. (52,7%) больше, чем на 1 сентября.

С чем вы, мастера культуры?

В области сельского хозяйства, охоты и лесозаготовки работникам республики не выдали 11,9 млн, обрабатывающего производства – 18,3 млн, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 148 тыс., строительства – 17,2 млн, транспорта – 85,2 млн, управления недвижимым имуществом – 175 тыс., культуры – 4,9 млн. Причем последний долг полностью повис на «Казанской киностудии».

«Вся задолженность сформировалась из-за отсутствия собственных средств у предприятий и организаций, - пояснили «МК» в федерации профсоюзов РТ (ФПРТ). - Задолженности из-за отсутствия бюджетного финансирования не имеется».

Причем, по данным ФПРТ, 6 из 19 предприятий находятся в различных стадиях банкротства. Общая сумма задолженности этой шестёрки составила более 30 млн руб. - 22% от общей суммы просроченной задолженности.

На 3 предприятиях из 19, где Татарстанстат зафиксировал задолженность, действуют первичные профсоюзные организации. На остальных 16-ти профсоюзов нет в основном по той причине, что работодатели не захотели, пояснила нашему корреспонденту пресс-секретарь ФПРТ Ирина Пузакова. Как правило, добавила она, там, где работают профсоюзы, серьезных проблем с долгами по зарплате не возникает.

Вот только эти самые три предприятия с профсоюзами внесли весьма ощутимую лепту в общий котёл республиканских неплательщиков зарплаты. Их совокупный долг на 1 октября составлял более 53,6 миллионов рублей – 38,8% от общей задолженности. В чем же дело?

Причин образования долга много – профсоюзы просто не могут за все отвечать, ответила на это Пузакова.

Судя по всему, у профсоюзов попросту отсутствуют серьёзные рычаги давления на работодателей. А о таких суровых методах воздействия как, например, стачка или забастовка, речь на сегодня просто не идет.

Федерация не единожды предлагала законодательно повысить ответственность собственников предприятий за невыплату зарплат, сообщила «МК» председатель федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова.

«Сегодняшнее законодательство, к сожалению, предусматривает не первоочередную выплату зарплаты, - отметила Водопьянова. - В первую очередь мы платим именно налоги. Да и предприятия-должники выплачивают в первую очередь какие-то другие долги, а до сотрудников руки не доходят.

Неделю назад мы вышли с предложением обратиться к трехсторонней комиссии РФ по поводу решения вопроса социально-трудовых отношений. Необходимо вмешательство на уровне закона – внесение изменений в закон о повышении ответственности собственников предприятий, которые оказались в стадии банкротства. Также необходимо решить вопрос о первоочередности расчетов с людьми, которые эту зарплату уже заработали».

Впрочем, как посетовала Водопьянова, с подобными инициативами ФПРТ выступает уже не впервые. Результат всё тот же.

«Вопрос не вчера возник. Если не будут приняты соответствующие изменения в законодательство, ситуацию, как показывает практика, изменить не удастся», - подытожила глава ФПРТ.

Заказчик посадил «Татфлот» на мель

На каждом предприятии своя история задолженности.

У авиакомпании «Татарстан» она формировалась весь этот год. Летному составу до сих пор не выдана зарплата за август. Ситуация с задержкой уже дважды рассматривалась на заседании координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюз неоднократно обращался к руководству «Татарстана» и в татарскую транспортную прокуратуру. Похоже, без толку.

В итоге пожаловались на авиакомпанию в Госинспекцию труда РТ – сейчас ее специалисты проводят проверку.

«Татфлот» на 1 октября задолжал 12,3 млн руб. «Груз долга» в размере 6 миллионов рублей появился в августе из-за неоплаты заказчиками произведенных работ и услуг. В сентябре эту задолженность полностью погасили, а работникам выплатили компенсацию.

Но к 1 октябрю долг «накапал» вновь. Причем вдвое больший, чем предыдущий. Вновь подвели заказчики.

У ОАО КСУ «Термостепс» та же ситуация. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 октября этого года составляла 3,5 миллионов рублей. Работники компании и ФПРТ даже обращались с письмами-требованиями на имя мэра Казани и заказчиков, не перечисливших деньги за работы, выполненные «Термостепсом». Была проведена прокурорская проверка. По ее итогам вынесено представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

В пресс-службе миндортранса РТ «МК» сообщили: долг по зарплате по их отрасли уже не 85,2 миллиона рублей, как это было в начале месяца, а 45,1 миллион рублей. По данным на 23 октября задолженность уменьшилась на 53%. Это долг перед административно-управленческим персоналом, уточнили в ведомстве. В списке причин большого долга – снижение грузо- и пассажиропотоков; несвоевременная оплата работ заказчиком; удорожание производственных затрат из-за изношенности; «закредитованность» предприятий; рост обязательных (в том числе и налоговых) платежей.

Кто вылетит из кресла?

«138 миллионов – это большая задолженность, - признал в беседе «МК» министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин. – Даже 60 миллионов мы считаем большой задолженностью. Но даже в самые хорошие времена мы не опускаемся ниже 20 миллионов. «Стабильная» задолженность – 30-40 миллионов. Мы по долгам по зарплате обычно ниже среднего по России. Это вот только в этом месяце так взлетели…».

Причем, сообщил министр, есть ряд предприятий, которые систематически не вовремя выплачивают зарплату своим работникам. Правда, потом всё гасят.

«Большой вклад» в статистику по долгам вносят три предприятия. Два из них – как раз таки пресловутые авиакомпании. «Ак Барс Аэро» и Татарстан» не всегда выплачивает в срок зарплаты своим пилотам, ибо они достаточно высокие – порядка 200 тысяч, пояснил шеф минтруда. Поэтому авиакомпании находятся в достаточно тяжелой экономической ситуации и не могут вырулить ситуацию. Еще есть «ВАМИН» - стабильный должник.

«Авиакомпании раз в месяц задерживают выплату зарплаты, - уточнил Шафигуллин. – Поэтому задолженность вырастает до такого уровня. Потом они ее гасят и она опускается. Но есть такие тяжелые должники как «ВАМИН». Есть предприятия (здесь и ниже имеются в виду предприятия, ранее входившие в холдинг «ВАМИН» - «МК»), именно сельхозпроизводители, которые сейчас вышли на безубыточность. Это я про те, что управляются «Просто молоком». А вот агропромышленные предприятия, которые работают на земле, эту ситуацию не выруливают. Засуха в этом году создала тяжелую ситуацию».

Министр заверил: на днях комиссии очень жестко побеседовала с тремя упомянутыми должниками. Директоров предприятий предостерегли, что может быть поставлен вопрос о снятии их с должностей. Хотя, отметил Шафигуллин, это не решит общую экономическую ситуацию на авиационном транспорте.

«Ведем конструктивную работу по должникам, работу через силовые структуры, жесткую работу с менеджментом этих должников по зарплате. Здесь ведь нельзя просто сказать – «заплатите или мы вас закроем». Предприятие закроется, люди потеряют зарплату. От этого лучше никому не станет. Надо лавировать между мотиваторами и принятием жестких карательных мер», - заключил руководитель минтруда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру