Радик Ильясов: Тимофеева отправили за решетку мы

Главный судебный пристав РТ о том, как удалось посадить «хозяина» Верхнего Услона и что заставило «ВАМИН» раскошелиться

Приставы из Татарстана создали прецедент. Именно с их подачи суд изменил приговор экс-главе Верхнеуслонского района Александру Тимофееву. И это не единственный вип-должник, которого удалось прищучить сотрудникам ведомства.

Главный судебный пристав РТ о том, как удалось посадить «хозяина» Верхнего Услона и что заставило «ВАМИН» раскошелиться

 В канун Дня судебного пристава, который отмечается 1 ноября, глава республиканского управления Радик Ильясов рассказал «МК» как в ведомстве находят управу на самых крутых своих «подопечных».

Перспективы «Булгарии»

На моей памяти, впервые в России судебные приставы смогли «посадить» за неуплату уголовного штрафа человека. Да еще какого! Я, конечно, об Александре Тимофееве.

- Вы правы. Это не только одно из первых громких дел, когда за взятку задержали высокопоставленного чиновника и довели дело до суда, но и первое, когда по инициативе судебных приставов было изменено наказание.

Суд признал Александра Тимофеева виновным и приговорил его к штрафу в 300 миллионов рублей. Вот эту часть исполнения приговора возложили на судебных приставов.

Все, что положено по закону, мы сделали – возбудили исполнительное производство, вызвали должника, информировали его о том, что в случае неисполнения решения суда мы имеем право ходатайствовать о замене штрафа на реальное лишение свободы. А человек не понял. Имущества у него, как выяснилось, нет, все, чем пользовался, практически полностью принадлежит родным.

По сути, мы тогда в Казани создали прецедент – ни я, ни другие не смогли припомнить уголовные дела, когда приговор меняют по ходатайству судебных приставов. Надеюсь, что это послужит уроком для тех, кто должен выплатить крупный штраф и не платит его.

А есть какие-либо подвижки есть по делу ВАМИНа? Приставы ведь занимались долгами холдинга.

- Сейчас исполнительные листы по этому делу отзываются. Фирма в состоянии банкротства, назначен управляющий и, как требует закон, идет процедура банкротства.

Но когда исполнительные листы находились у нас, все, что смогли и должны были, мы сделали.

Например, во время одного из рейдов «Дорожный пристав» мы остановили автомобиль, принадлежащий этой организации. Не дешевый автомобиль, скажу вам. Lexus GX стоит приблизительно 2,5 миллиона рублей. А сумма долга – около 800 тысяч рублей. На машину был наложен арест, но в течение суток долг был полностью погашен, а иначе встал бы вопрос о передаче ее на реализацию.

Понимаю, что приговор по делу «Булгарии» еще не вынесен. Но уже сейчас ясно, и что будут поданы многомиллионные иски, и что возникнут проблемы с взысканием денег.

- Обсуждать тему перспектив исполнительного производства – преждевременно и неэтично. Приговор еще не вынесен, не вступил в законную силу. Но как человек и как судебный пристав могу пообещать, что мы будем работать в рамках закона, соблюдая все сроки и требования. Если у должников есть какое-то имущество – наложим арест и реализуем, разыщем счета в банках. И, конечно, отношение к взыскателям будет особенно тактичным. Исходя из опыта работы, могу предположить, что по этому делу возможно объединение исполнительных производств в одно, сводное. В таком случае все деньги, что будут получены от реализации имущества должников, будут распределяться между взыскателями пропорционально суммам долга.

Алиментщиков надо сажать!

Перейдем к более рядовым должникам – алиментщикам. Мне, честно говоря, ваша работа с ними напоминает войну с ветряными мельницами. Понятно, что взывать к совести и родительскому долгу бесполезно. Но народ ведь даже уголовная ответственность не пугает! Почему?

- Моё мнение – должников по алиментным обязательствам надо приговаривать не к условным срокам, а к реальному лишению свободы. Санкцию статьи 157 УК РФ пора усилить – не год лишения свободы, как сейчас максимально можно получить, а не менее 5 лет. И реальных! Должник должен знать, что за неисполнение своих родительских обязанностей он будет сурово наказан.

Кто должен растить детей? Это прямая обязанность родителей. Если они уклоняются от своих обязательств, тогда, по моему мнению, государство должно взять на себя алиментную часть этих нерадивых родителей. Ребенок не должен страдать и недоедать из-за того, что его родитель скрывается от уплаты алиментов. Государство может выплачивать в таких случаях пособие, и потом взыскать эту сумму с «уклониста».

А с теми, кто понабрал кредитов, просто долгов и не отдает, как быть?

- Уголовный закон предусмотрел для юридических лиц уголовную ответственность за неисполнение решения суда. А как же физические лица?

В отношении них сейчас кроме как административного наказания больше ничего и нет. И должники этим пользуются! Сейчас как? Не исполнил законного требования судебного пристава – получи 500 рублей штрафа. Да у людей такие долги, что эти 500 рублей – капля в море общей суммы долга.

Пора в статью 315 УК РФ добавить пункт, что за злостное неисполнение решений суда уголовную ответственность несет и гражданин. Может, это подстегнет людей? Изменится правовой статус должника – изменится и отношение к праву.

А то у нас люди, например, с удовольствием берут в долг, но расплачиваться не спешат. Расставаться-то приходится со своим, жалко.

Или те, кто по решению суда должен выплатить моральный вред за смерть другого человека. Те, кто действительно хочет попросить прощения и хоть деньгами, но возместить утрату родственникам, делают это до приговора суда.

В других случаях крупные компенсации, которые присуждает суд, порой так и остаются на бумаге. Нет денег, нет имущества – мы бессильны. А если бы должник знал, что за неисполнение решения суда он окажется за решеткой, думаю, нашел бы деньги для выплаты штрафа.

Жесткое предложение. Вы ведь в службу судебных приставов пришли из полиции? И служили там аж с армии! Как прошла «перестройка»?

- Понятно, что, когда после службы в полиции мне предложили работу в службе судебных приставов, дело для меня было новое. Чтобы понять службу – надо изучить ее изнутри. Я поставил условие – и три месяца вместе с другими приставами-исполнителями вел прием граждан, возбуждал-заканчивал исполнительные производства, ездил на исполнения, описывал имущество. Руководитель должен на себе испытать все, что каждый день испытывают его подчиненные.

Признаюсь, что раньше думал как большинство: выиграл человек процесс (уголовный, гражданский), значит, правосудие восторжествовало. А мудрые люди считают, что процесс выигран только тогда, когда исполнительное производство закрыто фактическим исполнением. Сейчас я соглашусь с этим утверждением. Человек получает защиту своих прав в суде, но исполнять это решение должны мы, приставы. А исполнить порой бывает очень сложно – то должник скрывается, то ему нечем платить. Любые проволочка, заминка влияют на общественное мнение, на веру людей в законность. Поэтому, я считаю, на плечи судебных приставов ложится большая ответственность – это они ставят последнюю точку в приговоре.

На приставов охотятся банкиры

Знакомые часто жалуются, что приставы тянут с выходом на место к должнику, не арестовывают его счета. Ладно, если бы только гражданские лица. Но нередко на медлительность ваших сотрудников сетуют даже директора предприятий. В чем проблема?

- Проблема в нехватке кадров. Текучка у нас большая – с начала года уволились 260 человек при штатной численности 1500 человек, это почти 15%. Люди уходят, не выдержав нагрузок. Прежде всего, это психологическая нагрузка – судебный пристав ведь находится между должником и взыскателем. То один, то другой предъявляют свои претензии. Люди ведь у нас на эмоции не скупятся, бывает даже, кто-то кулаками доказывает свою точку зрения. Конечно, мы своих в обиду не даем, на исполнение судебный пристав отправляется вместе с приставами по ОУПДС (подразделение службы по охране установленного порядка деятельности судов, сотрудники имеют полномочия в том числе на применение физической силы и спецсредств – «МК»). Но каково выслушивать оскорбления хрупкой женщине? У нас ведь в службе работают много женщин. Вот и увольняются.

Другая проблема – это зарплата. Госслужащим, увы, платят не слишком много. Вместе с премиями средняя зарплата судебных приставов - 18-19 тысяч рублей. А людям надо семьи кормить.

Те, кто служит в службе судебных приставов - это уникальные специалисты в юриспруденции. Судите сами – судебный пристав должен ориентироваться, например, в семейном и гражданском кодексах, банковском деле и институте банкротства. Я не говорю уже о федеральных законах «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». У любого нашего сотрудника энциклопедические знания во многих отраслях права. Вот и идет за ними настоящая «охота» - любой банк с радостью примет на работу экс-пристава, зарплату большую предложит. И люди уходят!

А насколько совершенен, на ваш взгляд, нынешний Закон «Об исполнительном производстве»?

- Я имел возможность изучить исполнительное право других стран. Могу сказать, что современный закон полностью соответствует современному законодательству в целом, не только в рамках одной страны – России, но и если сравнивать его с аналогичными законами других стран.

Однако есть моменты, которые в России еще предстоит рассмотреть и внедрить. Например, во всем мире пристав-исполнитель давно уже не ведет обширную бумажную переписку с банками, предприятиями и госучреждениями. Есть компьютер, есть интернет, есть электронный документооборот. Поступил исполнительный лист – судебный пристав в течение часа уже может не только получить информацию об имуществе должника и его банковских счетах, но и наложить арест на все это и даже списать деньги со счета на счет взыскателя.

Какой прогресс! Нам бы так, в Татарстане…

- Так у нас это уже есть! В республике достигнута договоренность с пятью банками и идет вот такой электронный документооборот. Положительная динамика уже есть – из 37 тысяч наших запросов только в один из банков положительные ответы получены в 33 тысячах случаев.

Все это делается с целью исполнения закона и соблюдения прав граждан. Сейчас у нас проходят переговоры и с другими банками. Так что вскоре мы будем обмениваться электронными документами с 20 банками, работающими на территории республики. На очереди – подписание договора с банками о списании денег со счетов должников по электронному требованию судебных приставов.

Применение высоких компьютерных технологий существенно облегчит работу судебных приставов. Если сейчас у нас «некомплект» по штату, то в будущем, года через два, я уверен, мы будем сокращать кадры. Все это только благодаря IT.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру